К концу октября ученые должны доработать концепцию нового учебника истории. Рабочая группа провела консультации с различными общественными организациями - учителями, советом ветеранов Великой Отечественной войны. В ближайшее время ученые обсудят эту тему с религиозным сообществом. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян, передает корреспондент Накануне.RU.
По его словам, наиболее спорные вопросы касаются советского периода российской истории, оценка событий последних 20 лет и национальный вопрос.
"Многие ветераны просят подчеркнуть героизм советского народа, проявленный в XX веке, и это справедливо. События последних лет необходимо максимально освободить от интерпретации, поскольку необходимо избежать политизированности. Касательно национального вопроса, к нам приходят письма из республик Северного Кавказа, предложения весьма конструктивны и касаются освещения роли северокавказских республик в событиях XX века, аккуратности в оценках событий последних 20 лет," – сказал Чубарьян.
Отвечая на вопрос о концепции учебника, Чубарьян отверг чисто фактологический подход к написанию учебника: "Я на Совете Европы обсуждал европейский учебник истории. Большинство высказались за то, что учебник должен формировать мышление. Если представлять только голые факты, то учебник не нужен вовсе, вполне достаточно хрестоматии или интернета."
С ним согласился и член рабочей группы, директор Института российской истории РАН Юрий Петров, который, в свою очередь, заметил, что некоторые периоды истории "будут названы на западный манер".
"Тема революции 1917 года постоянно обсуждается, и пока что мы в процессе работы над стандартом. Новейший период нашей истории будет начат с первой мировой войны и будет озаглавлен как "эпоха великих потрясений". Революция будет названа не переворотом, а на западный манер - " великая русская революция". Это устоявшийся термин в мировой науке. Далее, термин "сталинский социализм" вызвал критику, но у меня нет серьезных оснований отказываться от этого определения. Это понятие мы взяли в кавычках. Индустриализацию мы включаем в контекст модернизации России , так как модернизация началась при Александре III . Сталинская модернизация отличалась, потому что не использовала внешние ресурсы, а опиралась на внутренние, прежде всего на крестьянство. Однако новым будет освещение этих преобразований в рамках широкой парадигмы модернизации", - сказал Петров.
В планах разработчиков стандарта есть введение раздела источниковедения в школьный учебник. Как отметил Петров, это должно быть сделано для того, чтобы дать учащимся представление о процессе приобретения исторического знания. "Ученики не должны думать что учебник, это плод фантазии историка", - подчеркнул он.
Напомним, проект Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должен быть представлен президенту РФ Владимиру Путину 1 ноября 2013 года.
Роман Галкин