"Роснефть" подписала предварительный договор о транспортировке российской нефти через Казахстан с компаниями "Казмунайгаз" и "Казтрансойл". Искать новый маршрут для транспортировки сырья в Китай "Роснефти" пришлось после того, как компания в июне подписала с китайской CNPC контракт на поставки дополнительных объемов нефти (экспорт 365 млн т в течение 25 лет).
Ведомости пишут, что изначально "Роснефть" планировала использовать для поставок в Китай своповые операции: поставлять 7 млн т своей нефти на Павлодарский НПЗ в обмен на нефть "Казмунайгаза", которую компания со своих месторождений направляла бы в Китай по трубопроводу Атасу — Алашанькоу. Предполагалось, что эта схема начнет действовать с 1 января 2014 г. Но между "Роснефтью" и "Казмунайгазом" возник спор, каким образом платить экспортную пошлину, которая, по разным оценкам, могла составить 70-80 млрд руб. в год.
В результате от спотовой схемы решили отказаться. В подписанном предварительном соглашении речь идет о прямом транзите 7 млн т российской нефти через Казахстан в Китай по маршруту Прииртышск — Атасу — Алашанькоу, сказал источник, близкий к переговорам. Павлодарский НПЗ все равно будет получать дополнительные объемы сырья в счет оплаты транзита поставок "Роснефти" по территории Казахстана. По словам близкого к "Роснефти" источника, "для компании это более выгодный вариант", в том числе и потому, что все экспортные пошлины она согласилась платить самостоятельно. "Величина данного тарифа урегулирована и согласована с ФСТ", — сказал он. Источник, близкий к ФСТ, говорит, что "этот вопрос еще не обсуждался". Подписание окончательного соглашения о транзите газа в Китай через Казахстан планируется приурочить к заключению нового межправительственного соглашения между Россией и Казахстаном, говорит источник, близкий к переговорам. Это произойдет до конца года, сказал он и подтвердил представитель Минэнерго. Представитель "Казмунайгаза" не отвечал на звонки.
Ранее против поставок российской нефти в Китай через Казахстан выступала "Транснефть", заинтересованная в дополнительной загрузке своего нового трубопровода ВСТО. Гендиректор компании Николай Токарев в феврале оценивал потери своей компании от транспортировки 7 млн т нефти через Казахстан, минуя систему "Транснефти", примерно в 5,5 млрд руб. Вчера он сказал, что "Транснефть" не участвует в переговорах о транзите нефти через Казахстан. Его представитель был недоступен для журналистов.
В то же время на прошлой неделе Токарев предложил с 1 января 2014 г. повысить тариф на прокачу по ВСТО на 20%. По мнению аналитика ИФД "Капиталъ" Виталия Крюкова, "Сечин решил побыстрее договориться с Казахстаном в ответ на предложения Токарева, тем самым демонстрируя готовность перенаправлять экспорт с ВСТО, если тариф на прокачку по нему будет расти". Источник, близкий к "Роснефти", утверждает, что с Казахстаном также обсуждается возможность расширения его трубопроводной системы для транзита в Китай.