Новости
Идиотизм креакла, прибившего свою мошонку к брусчатке на Красной площади, назвали "новой строкой" в истории искусства
Общество | В России

Художник Федор Павлов-Андреевич, директор Галереи на Солянке и сын знаменитой писательницы Людмилы Петрушевской, считает, что акция петербургского художника Петра Павленского, который 10 ноября прибил свою мошонку к брусчатке на Красной площади, вошла в историю искусства.

"К сожалению, большинство людей считают Петра Павленского умалишенным человеком, который хочет продемонстрировать всем свое тело, гениталии и свою болезнь. Больше всего мне понравилось заявление врачей. Мне кажется, это моментально оказалось в истории искусства. Бывают моменты, когда четко знаешь, что случилась история, учебник написался на наших с вами глазах. Когда вчера по всем каналам связи было распространено официальное заявление медиков, что это не искусство - это попытка суицида", - заявил Павлов-Андреевич в интервью телеканалу "Дождь".

Он напомнил, что про "пробивание яиц" было у Довлатова, и отметил, что Паленский "удивительно тонко, мощно и в цель сказал вещь, которая у всех вертелась на языке".

"Его предыдущие акции мне очень нравились. Я как человек, который возглавляет музей, занимающийся этой сферой, - Государственная галерея на Солянке посвящена перформансу, у нас сейчас идет выставка "Зоопарк художников", где семь художников сидят в клетках, - и я могу сказать, что Петр от участия в этой выставке отказался. Я его понял, потому что Петр занимается акционизмом. Акционизм - жанр, в котором работает группа "Война", группа Pussy Riot, Бренер, Осмоловский - этим занимались разные художники, которые работают в "аутрич", то есть они идут в народ и делают что-то на улице, в публичной сфере, творят какие-то вещи, которые потом должны отзываться архитектурой, геометрией", - пояснил Павлов-Андреевич.

Он подчеркнул, что Павленский - "абсолютно здоровый, здравый и дико образованный и тонкий человек".

"Этот жест настолько многослойный, что будет расшифровываться долго. Часто человек сам не знает, что он делает. Это не совсем случай Петра Павленского, потому что он более или менее знает, но искусство же не спрашивает, через кого оно входит в мир, как и с какой скоростью. Оно вчера вошло с молниеносной скоростью и мгновенно угнездилось там, где ему положено быть. У меня вчера "зачесалось" все, и у меня создалось ощущение, что мы стали свидетелями того, как еще одна строка появилась. <...> Что касается вчерашнего события, на мой взгляд, это событие сработало на 580%, потому что весь его расчет оправдался. Он попал в точки по всем параметрам: пришли милиционеры, они не знали, что с ним сделать, потом пришли медики, которые сделали прекрасное заявление и накрыли его белой простыней", - сказал Павлов-Андреевич.

Как ранее заявила Руской службе BBC художественный критик и специалист по современному русскому искусству Екатерина Деготь, акция Павленского находится на стыке политики и искусства: "Последние 50 лет в мире такого рода перформансы считаются частью искусства".

По ее мнению, психологические корни поступка Павленского можно поискать и в более древней традиции: "Я возвела бы это к особенно сильной в России культуре святых и отшельников раннего христианства, возводящей на пьедестал страдание и самопожертвование".

Художница Лусинэ Джанян написала на своей странице в Facebook: "Если бы художников было больше, акций больше, и таких хлестких и сочных, запарился бы (Путин) всех сажать, раздавая двушечки". Она считает акцию Павленского эстетически красивой и сравнивает с графикой Эгона Шиле.