Музыкант Игорь Растеряев решил не подавать в суд на авторов неофициального гимна Челябинска, которые использовали в нем музыку из "Комбайнеров" без его ведома. Однако такое своеволие музыкант готов простить далеко не всем. О защите авторских прав, жизни на селе, возрастных кризисах и путях выхода из них музыкант рассказал на пресс-конференции в Челябинске, на которой побывал корреспондент Накануне.RU.
Вопрос: Музыка из "Комбайнеров" была использована при создании неофициального гимна Челябинску, на который потом сняли клип. Как вы к этому относитесь?
Игорь Растеряев: Я к нему отношения не имею, у меня никто не спрашивал согласия и разрешения на использование музыки. Это было два года назад, тогда я не думал, что буду долго заниматься музыкой, песен было мало, поэтому в суд мы не подавали. И не собираемся. В целом я отрицательно отношусь к таким вещам, особенно когда без спроса. За эти три года я сам песни ни на какую коммерческую основу не пустил, ни на саундтреки, ни на корпораты, потому что хочется, чтобы песни ассоциировались с изначально заложенной темой.
Вопрос: Не так давно в эфире одного из телеканалов появилась песня "Комбайнеры" в исполнении рэп-группы. В этом случае тоже можно просить?
Игорь Растеряев: Я это расценил как какое-то глумление. Тем более, что продюсеры канала четыре месяца выбивали разрешение, вели переписку, но мы категорически сказали "нет". Мы решили подать первый раз в жизни иск в суд, сейчас его составляем. Сумму пока не определили.
Вопрос: Сами не планируете делать каверы?
Игорь Растеряев: Как стал заниматься концертами, специально кавер-версий разучено не было. Это изначально те песни, на которых я учился на гармошке играть. Это то, что мы пели в Раковке, когда развлекались с ребятами. Первая песня, которую сыграл на гармошке – "Просвистела" Шевчука, потом Чиж "Ой, да конь мой вороной". Я планирую свои песни придумать, только они придумываются медленно. Тяму не хватает. Мелодии есть, а в словесную форму облечь тяжелее. К тому же песня должна отлежаться, ты ее создал, и желательно месяц ей полежать. Потом, если прослушал через месяц, и она у тебя не вызвала отторжения по тексту, то уже нормально.
Вопрос: Какие впечатления от Челябинска?
Игорь Растеряев: Позавчера были в Тюмени, оттуда ехали на поезде "Новый Уренгой – Уфа". Приехали в Челябинск, очень он на меня произвел просторное впечатление. Один из самых просторных и широких городов, где я был.
Вопрос: После появления песни "Ростов", планируется расширять географию и петь о других городах?
Игорь Растеряев: Песня "Ростов" не характерная, это песня-зарисовка, созданная по результатам поездок в гастроли по городам. Только два региона оставили отпечаток во мне – это Ростов и Ямало-Ненецкий округ. Стихотворение "Оленеводы" хотел положить на музыку, но не положил, потому что это удешевляло произведение, превращая в комические куплеты. А стих еще катит.
Вопрос: В деревне вас не считают чужим, как жителя Санкт-Петербурга?
Игорь Растеряев: Папа мой из Раковки, поэтому всю жизнь я жил на два дома – Ленинград и Волгоградская область. Брат был ровесник, мы росли вместе, в их компанию я входил постепенно, а потом, когда в 12 лет взял в руки гитару и меня посадили к магазину, и я стал развлекать комбайнеров из Раковки, я пришлым не считался.
Вопрос: И какова сейчас жизнь на селе?
Игорь Растеряев: На моих глазах с 90-х годов происходит уменьшение количества фермеров. Крупнейшие агрохолдинги скупили землю и селяне просто работают по найму. Очень много деревень рядом с Раковкой загибаются. Ощущение какого-то апокалипсиса. Как возродить деревню я не знаю. Кидаться мудрыми советами из-за того, что я придумал на гармошке песню про комбайнеров, это странно.
Вопрос: Где берутся темы для песен?
Игорь Растеряев: Гармошка диктует. Изначально мелодия не имеет ничего общего к темам, которые потом в песнях. Во многом патриотическая тематика из-за инструмента. Что в гармошку ни засунь, все равно выйдет про русскую дорогу. Такое настроение у инструмента.
Вопрос: В интернете "гуляет" ролик, на котором вы конфликтуете с ведущей одной из телекомпаний.
Игорь Растеряев: История раздутая. Тогда существовала только песня про комбайнеров и еще три песни с ненормативной лексикой, посвященные общению с противоположным полом. Меня отправили на интервью на радио "Пионер FM" и на передачу на "России-2". Это не был эфир прямой, а "пилот" - происходил подбор ведущих для передачи. Я искренне думал, что мы будем говорить о серьезных вещах, и для меня стало откровением, что они насмешливо относятся к людям, которые к ним приходят. Мне это не понравилось, я долго держался, а потом решил просто удалиться.
Вопрос: Ваше творчество ценят в армии. Вас приглашают выступать перед солдатами?
Игорь Растеряев: В Кронштадте выступал перед моряками-срочниками, перед поисковиками три раза. В армии я не служил, из моего класса никто не служил. У меня был первый курс театрального института, это было похоже на службу в армии. Со мной учились такие люди, которые служили в армии. Старостой был человек, который в 1991 году брал рижский телецентр в составе спецназа ВДВ, у него были свои взгляды на дисциплину на курсе. Были белорусские краповые береты, северный флот, авиация, полный был набор на курсе. Вообще в армии нужно служить обязательно.
Вопрос: Песня "Ходики" о кризисе 40 лет. Какие пути выхода из возрастного кризиса вы видите?
Игорь Растеряев: Я с ним еще не сталкивался, и многие спрашивают, почему я написал эту песню. Ничего личного, все пошло по мелодии. У меня "хороший" кризис был на третьем курсе института, когда какие-то тупики были, я не видел, куда идти дальше, как развиваться. Я с этим кризисом справлялся двумя путями: во-первых, употреблял определенные напитки, а во-вторых, рисовал книжку "Волгоградские лица".
Вопрос: Какие сейчас отношения с алкоголем?
Игорь Растеряев: Сейчас я не употребляю напитки, уже 11 лет. Помочь бросить пить может только страх помереть, все остальное не работает. Считается, что помогает сила воли, но алкоголики, вопреки расхожему мнению, очень волевые люди. Чтобы доползти по снегу два километра ночью до ларька без денег и где-то найти водки, нужна огромная сила воли. Меня только страх спас. Тогда мне было 22 года, девять лет стажа. Вариант помереть был. Папе очень не нравится тема (говорит, смотря на отца, который сидит в зале).