Новости
Миссия выполнима? Сургутянам срочно нужна новая переправа, а депутатам - экономический эффект. У руля - "Корпорация развития"...
Политика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Ямало-Ненецкий АО | Тюменская область | Уральский ФО

В копилке "Корпорации развития" появился еще один важный для северных территорий Урала объект – мост через реку Обь в районе Сургута. Линия призвана разгрузить уже существующий мост – единственный переход через реку для транспорта, едущего из Нефтеюганска в Сургут и дальше – на север округа. Будущая обская переправа находится на пересечении автомобильных маршрутов Северной широтной магистрали и связывает не только нефтедобывающие районы ХМАО и ЯНАО, но и выходит на Сибирский федеральный округ. 

Генеральный директор КР Сергей Маслов, комментируя новинку портфеля проектов, рассказал, что структура "выбивает" федеральное финансирование возведения моста. Между тем, переговоры о получении средств в рамках целевой программы уже прошли между губернатором  ХМАО Натальей Комаровой и премьером Дмитрием Медведевым. Сергей Маслов подхватил начинание Комаровой:

"Сейчас "Корпорация развития" совместно с Минтрансом и "Газпромбанком" прорабатывает вопросы включения моста через Обь в федеральную целевую программу с финансированием на 2017-2020 г. Как только это будет включено, мы сразу начинаем строительство", – цитирует генерального директора "СургутИнформТв".

Заинтересованность сразу двух регионов-доноров в строительстве моста федеральный центр проигнорировать не может, особенно, учитывая дефицит, сложившийся в бюджетах обеих автономий. По предварительной оценке, заявленная стоимость проекта – более 38,1 млрд руб., сроки строительно-монтажных работ - три года. Как сообщили Накануне.RU в пресс-службе губернатора, мост, длиной 1560 м будет состоять из четырех полос, при этом, общая протяженность мостового перехода с учетом подходов и развязок достигнет 43,3 км. В первую очередь, мост призван разгрузить уже существующую автодорогу.

"Еще три года назад среднесуточная интенсивность транспортного потока по мосту, построенному через реку Обь в районе Сургута в 2000 г., в 1, 78 раз превысила расчетную интенсивность на 2015 г. Усиленная эксплуатация моста приводит к временным ограничениям движения, связанным с техническим обслуживанием объекта. К тому же поток машин будет только нарастать", - рассказали в пресс-службе. 

Среди ожидаемых результатов инвестиционного проекта, югорские власти называют развитие межрегиональных связей Тюменской области, ХМАО и Ямала, развитие торгово-экономических отношений между регионами, а также снижение затрат по содержанию существующего автодорожного моста.

После очередной корректировки бюджета Югры на текущий год и определения размеров прогнозного дефицита на ближайшую трехлетку, о вложении региональных денег в стройку депутаты говорят без энтузиазма.

"Мы сегодня принимаем дефицит бюджета на 2014 г. в размере 20 млрд руб., а в 2017 г. он у нас будет уже 70 млрд руб. Если в расходы сегодня добавить мостовую переправу, придется от чего-то отказываться", - рассказал Накануне.RU депутат думы ХМАО Александр Дроздецкий. По его словам, возведение второго моста - своевременная инициатива, так как именно автомобильный транспорт является самым перспективным, с точки зрения перевозки грузов по северным территориям.

"Водный транспорт в глубочайшем кризисе, он не берется в стратегический расчет. Использовать авиацию – дорого, как и железнодорожный транспорт, у РЖД высокие тарифы и единственная ветка, пролегающая по ХМАО, не справляется с потоком. Пропускная способность наших дорог напрямую зависит от мостовых переправ. Через Сургут проходит Северный поток, если его направить по объездной дороге, мы сможем сохранить инфраструктуру и уменьшить время в пути", - поделился с агентством депутат.

Отметим, что сургутская переправа находится на пути автомобильных маршрутов Северной широтной магистрали, одна из последних открывшихся трасс – дорога "Ивдель – Ханты-Мансийск". Кроме того, автомобильные развязки ведут к Томской области и Пермскому краю. Напомним, сейчас в округе ведется строительство моста через реку Вах (на условиях софинансирования ХМАО, Томской области и федеральной казны). После его ввода, в округе будет замкнут континентальный широтный ход "Пермь-Томск" и транспортные потоки в районе Сургута возрастут. Поэтому о мостовой переправе региональному руководству регулярно напоминает администрация Сургута. Глава Дмитрий Попов неоднократно заявлял, что будет лоббировать интересы города в строительстве развязки:

"Второй мост возле нашего города необходим. Первый мост, построенный десять лет назад, уже не справляется с объемом транспортной нагрузки. К тому же второй мост принесет огромную пользу тем, что с его помощью весь транзитный транспорт отправится мимо Сургута сразу на Нижневартовск, и это разгрузит городские дороги".

К решению Натальи Комаровой отдать важный проект "Корпорации развития" парламентарии относятся настороженно. Депутат Александр Колодич настаивает на жестком контроле за работой корпорации. "Нам важен конкретный результат. Быть может, "Корпорация развития" и перспективная, но пока мы не увидели итогов ее работы в округе. Нужно смотреть весь проект", - рассказал Накануне.RU депутат.

Репутацией структуры недоволен и Александр Дроздецкий, он считает, что строительством должна заниматься заинтересованная сторона. В случае с мостовой переправой, куратором могла бы стать сургутская администрация:

"Даже инициатива строительства моста принадлежит Алексею Сафиоллину (заместитель главы администрации Сургута, - прим. Накануне.RU), он лоббировал идею, работая еще с бывшим главой Александром Филипенко. Самое лучшее – отдать мост "на откуп" сургутянам, тогда дело будет двигаться. Понятно, что без федеральной помощи не обойтись, но со стороны округа потребуются интеллектуальные вложения, если заниматься проектом будет заинтересованная сторона".

Собеседники Накануне.RU отмечают, что пока на первом плане – социальная функция. Через построенную переправу проходит большой пассажиропоток, отмечает депутат Сергей Дягтерев,  и это плохо отразится на сроке службы моста. К слову, работы по ямочному ремонту на мосту проходят довольно часто, уже в 2008 г. на покрытии появились трещины и колея, а три года назад дорожники были вынуждены заменить деформационные швы. Однако, одной из главных задач реализаторов проекта депутаты видят выработку эффективной модели использования переправы.

"Пассажиропоток и грузопоток растет и со стороны Ямала и из Сургута, и из Нефтеюганска. Мост будет строиться не месяц и не два, поэтому уже сейчас нужно задуматься, как уменьшить количество легкового транспорта и повысить показатели доставки грузов. Это повлияет на экономику", - полагает Александр Колодич.

Его коллега Александр Смирнов считает, что открытие второй дороги через Обь в любом случае отразится на экономике: "Вместе с мостом через реку Вах, переправа выводит нас на кольцо дороги из Азии в Европу. Если будет такая трансконтинентальная связь, то и экономика ХМАО будет носить другой характер".

"Корпорация развития" уже заявила о первых успехах: стоимость проектной документации удалось снизить с 53 млн руб. до 30 млн руб. Сергей Маслов пообещал пересмотреть и ценник и на строительство моста. Начать работы КР планирует до получения бюджетных средств с отсыпки линейной части.

Алёна Ласкутова