В начале 2014 года перспективный российский истребитель ПАК ФА (Т-50) будет допущен к государственным испытаниям, а уже в 2016 году авиационный комплекс запустят в серийное производство, передает корреспондент Накануне.RU.
Накануне вечером пятый самолет Т-50 прибыл для прохождения заводских испытаний из Комсомольска-на-Амуре, где производятся машины, в подмосковный Жуковский. Это последний самолет опытной серии, он включает в себя доработки, которые появились по итогам испытаний предыдущих четырех машин.
"В первой партии опытных машин Т-50, которые изготовлены на сегодняшний день, этот, пятый по счету, стал самолетом-"президентом". В нем внедрены доработки, родившиеся на основе испытаний предыдущих машин, он максимально укомплектован и практически полностью соответствует требованиям серийного боевого самолета", – приводит пресс-служба "ОАК" слова главного конструктора программы Александра Давиденко.
По словам конструктора, программа испытаний ПАК ФА идет в соответствии с графиком.
"В 2015 году мы закончим первый этап государственных испытаний, в котором будут участвовать все наши опытные образцы. Впереди немало задач по отработке бортовых систем и применению вооружения. Поставка первых серийных самолетов намечена на 2016 год", – пообещал он.
Успешное завершение программы разработки ПАК ФА и запуск истребителя пятого поколения – важное событие для авиации и для промышленности.
"С помощью такого самолета мы не только сможем получить господство в воздухе, если что-то начнется. Мы создадим целый сектор продаж самолетов на экспорт и дадим толчок к развитию и работе российской промышленности", – отмечает в беседе с Накануне.RU вице-президент Академии геополитических проблем полковник ВВС в отставке Владимир Анохин.
Фактически, у Т-50 не так много конкурентов. По данным открытых источников, единственный принятый на вооружение истребитель пятого поколения находится в ВВС США – F-22 Raptor. Он принят на вооружение в 2005 году и считается самым дорогим истребителем в мире. За годы производства было выпущено менее 200 машин, а конгресс США законодательно запретил его продажу на экспорт. Кроме того, сообщается о летных испытаниях еще двух моделей – американского F-35 и китайского J-20.
Анохин напоминает, что все не заканчивается на запуске самолета в серию – речь идет о решении ряда задач, среди которых подготовка летного состава, подготовка персонала для обслуживания самолетов этого типа, а кроме того, в промышленность должна быть привлечена молодежь, которая закроет кадровую "дыру" 90-х.
"При нормальной индустриально-финансовой политике мы будем привлекать выпускников институтов именно в те области высоких технологий, где они бы получали и удовольствие от работы и получали бы достойную зарплату. Конечно, это произойдет, если государство сообразит, что деньги, полученные от экспорта военной техники, надо вкладывать в специалистов, в развитие промышленной базы, в восстановление ПТУ и техникумов", – поясняет эксперт.
В целом, ОАК обещает полностью выполнить гособоронзаказ на этот год. Как сообщил на днях руководитель дирекции военных программ "ОАК" Владимир Михайлов, по итогам года корпорация передаст Минобороны 67 летательных аппаратов. Всего до 2020 года в рамках ГОЗ ОАК должна выпустить около 400 самолетов.
Это больше, чем в прошлые годы, однако 67 самолетов в год – в масштабах страны слишком мало, считает Анохин.
"Темпы положительные, но они пока не удовлетворяют обороноспособности страны. Два полка ежегодно на всю Россию – это очень мало", – отмечает эксперт.
Кроме производства самолетов, необходимо готовить соответствующее число летчиков. Поэтому нужно восстанавливать "зареформированное" военное образование, в частности военные академии в Жуковском и в Монино, которые были упразднены прежним руководством Минобороны и вынесены в Воронеж.