Руководство КХЛ посчитало показанную свастику символом дружелюбия, а клуб не видит символа нацизма в рижском шоу. Однако общественность удивила реакция клуба и Континентальной хоккейной лиги на показанную латышами стилизованную свастику перед игрой ХК "Югра" и рижского "Динамо". Официально же с порицанием рижского инцидента пока выступила лишь еврейская община, которая усмотрела в шоу пересмотр итогов Второй мировой войны, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, 20 ноября перед матчем регулярного чемпионата КХЛ между "Динамо" и "Югрой" на ледовой арене латыши развернули свастику. Этим символом латыши отметили 95-летие независимости республики. Российская команда и болельщики не покинули спортсооружение. Игроки остались на поле и проиграли в овертайме со счетом 4:3.
Руководство КХЛ, проведя исследование фото- и видеоматериалов, получив заключение эксперта, не нашло пропаганды нацизма в представленной на поле свастике.
Как передает официальный интернет-ресурс КХЛ, латыши отметили День независимости предматчевым шоу, использовав латвийские национальные символы и орнаменты. "К их числу относится так называемый "Символ Солнца" (Saules zime), изображение которого символизирует пожелание добра и счастья. Именно такой смысл, по замыслу организаторов, вкладывался в предматчевое шоу", - сообщается на сайте.
Руководство КХЛ полагает, что "Символ солнца" – элемент духовного наследия и не имеет отношения к нацистской идеологии.
Руководство клуба также сомневается, что на поле была именно нацистская свастика и отмечает придание определенного стимула игрокам после показа символа.
Портал Sports.ru приводит слова директора ХК "Югра" Андрея Бельмача относительно использования символа Латвии, напоминающего нацистский знак. "Я советский человек, и как у всех мои родственники воевали и погибали в Великой Отечественной войне. Естественно, любое изображение, напоминающее свастику, несет у меня исключительно отрицательные эмоции. Думаю, это шоу дополнительно простимулировало наших хоккеистов, которые потом бились на льду с удвоенное энергией", - заявил Бельмач. Однако выиграть им не удалось.
По словам директора клуба, он не может с полной уверенностью сказать, что означает представленный символ Латвии.
Пресс-служба ХК "Югра" также затрудняется высказать отношение к "шоу". "А я что могу сказать? Почему свастика? Я конкретно не вижу ничего. Свастика? Там специалисты по геральдике ничего конкретного не нашли", - сообщил Накануне.RU сотрудник пресс-службы команды, представившийся Алексеем.
Любопытно, что официально с осуждением инцидента выступила лишь Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин заявил, что это признак затянувшегося в Латвии пересмотра итогов Второй мировой войны.
"Все попытки создать новое национальное самосознание на не просто отрицании неприглядных страниц прошлого республики, но и на оправдании подобных действий всяческих групп, входивших в "Ваффен СС", — это для современного европейского государства не просто неприемлемо, а возмутительно и абсурдно", - отметил Горин.
С мнением общественника согласен эксперт, директор фонда "Историческая память" Александр Дюков.
В интервью Накануне.RU историк выразил непонимание, почему никто из представителей российского клуба и ни один болельщик не покинул поле после того, как им показали свастику, - по сути дела "дичайшего случая". "Я не понимаю, как после этого можно на это поле выходить и там играть", - сказал Дюков.
Эксперт отметил, что на поле действительно был не просто национальный орнамент, а стилизованная свастика, которая является культурным символом многих народов, в том числе и славян, но она утратила свой позитивный культурный смысл после событий Второй мировой войны.
"Когда такое показывают, это, конечно, речь не о культурном наследии и не об узорах, которые были на рубашках у древних латышей. Это, конечно, определенные высказывания современности. То, что свастика становится вполне узнаваемым символом Балтии, это процесс печальный", - подчеркнул Александр Дюков.
По мнению собеседника, с подобными явлениями необходимо разбираться и бороться как самим латышам, так и российской стороне.