Свердловские водители обеспокоены ситуацией вокруг полисов ОСАГО. Купить их становится все сложнее, в страховых поясняют - "нет полисов". Между тем, российские страховщики еще в начале года грозились свернуть обязательное страхование, коллег поддерживали и в регионах – заниматься "автогражданкой" стало невыгодно. Эксперты прогнозируют несколько сценариев развития событий: в худшем ОСАГО уйдет из регионов и платить будет некому и нечем.
Свердловские автовладельцы уже давно обсуждают на местных форумах, что купить полис обязательного страхования становится все сложнее. Несмотря на это, полис является обязательным документом, который должен иметь на руках водитель, садясь за руль. Автовладельцев поддерживают и страховщики, намекая на то, что ОСАГО в глубоком кризисе, и вероятнее всего, в ближайшем будущем стоит ждать ухода "автогражданки" из регионов.
Наметившиеся проблемы в системе ОСАГО были видны еще в начале года, когда российские страховые компании грозились свернуть обязательное автострахование. Недовольны были законопроектом внесенным в Госдуму о повышении выплат по ОСАГО, - заниматься им стало просто невыгодно. Тогда восемь ведущих страховых компаний обратились с открытым письмом в Госдуму, ФСФР, Минфин и к первому вице-премьеру Игорю Шувалову. Страховщики требовали изменений в законодательство, в противном случае обещали "свернуть лавочку". Под обращением тогда подписались такие компании, как "Ингосстрах", "Альянс", "Росстрах", СОГАЗ, "Россгострах" и другие. Уральские страховщики в свою очередь своих федеральных коллег поддерживали.
Напомним, в настоящее время в Госдуме рассматривают законопроект, согласно которому в разы увеличатся лимиты выплат по ущербу – со 120 до 400 тыс. руб. по "железу" и со 150 до 500 тыс. руб. "по здоровью".
"Любая система должна быть сбалансирована. Чтобы что-то отдать, надо это "что-то" откуда-то взять. И чтобы возмещать ущерб всем пострадавшим, страховщики должны получать прибыль. Выплачивать приходится все больше и больше, так как российский автопарк дорожает - дорожает и стоимость ремонта. А вот с прибылью хуже - тариф на ОСАГО не менялся 10 лет. Инфляция выросла на 130 %. ОСАГО не обогащает страховщиков, оно приносит прямые убытки. Система "провисает", взять – неоткуда. Поэтому крупные игроки уходят из региона. А человек в таком регионе идет не к надежным страховщикам, а к тем, кто "попроще", кто занимает последние места в рейтингах. Оформить полис там можно тоже – вот только выплаты в случае ДТП можно так и не дождаться", - рассказали Накануне.RU в пресс-службе проекта "ОСАГО – общественная экспертиза".
Как отмечают эксперты, вариантов дальнейшего развития событий два. "Первый: позитивный. Если и тарифы будут соразмерно увеличены, то рынок не только перестанет стагнировать – он оздоровится, а люди смогут рассчитывать на беспроблемное возмещение. Негативный сценарий: тариф остается на прежнем уровне, но страховщиков заставляют платить все больше и больше. Страховщики сворачивают ОСАГО окончательно, а людям предоставляется возмещать ущерб самим себе. Как будто у них и без того проблем недостаточно", - комментирует дальнейшее развитие ситуации директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.
По мнению специалистов, в настоящее время дефицит полисов связан с тем, что страховые компании просто ждут, что же будет дальше, оценивают риски. В любом случае, по мнению экспертов, ситуация должна решиться в ближайшее время. Рассмотрение поправок к закону об ОСАГО во втором чтении планируется завершить до конца этого года.