Новости
Ветлужских посоветовал людям труда быть настороже, "чтобы почувствовать кризис заранее"
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Итоги работы промышленности уже не оставляют оснований для оптимизма. Конечно, говорить о депрессии пока рано, но у производственников и профсоюзов ощущения тревожные. Об этом они заявляют на многочисленных митингах и акциях.  О грядущем кризисе свидетельствует и тот факт, что в течение нескольких последних месяцев ряд уральских предприятий официально заявили о своем переходе на сокращенную рабочую неделю, передает Накануне.TV.

Как сообщил председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских, на укороченный график работы перешли: Карпинский машиностроительный завод, Уральский компрессорный завод, Асбестовский ГОК, Уральская картографическая фабрика, Уралэрогеодезия. Простаивает без работы часть Нижне-Салдинского металлургического завода. Сложная ситуация наблюдается в ОАО "Волчанский уголь", на Кировградской птицефабрике и "Уралмашзаводе". В частности, на УЗТМ число работников уменьшилось с 6 тыс. до 4,5 тыс. По словам  Ветлужских, "дальнейшие сокращения" продолжатся до 2,5-3 тыс. человек.



 Посмотреть это видео в более высоком разрешении

О консервации части производства заявили Полевской креалитовый, Богословский и Уральский алюминиевые заводы.

В таких крайних ситуациях, которые сложились в частности на БАЗе и УАЗе, профсоюзы Свердловской области делают все, чтобы остановка цехов не отразилась на благополучии работников. В частности, как отметил Ветлужских, они настаивают на создании новых рабочих мест, а при сокращении работников требуют высокое выходное пособие в размере не двух, а шести средних зарплат.

"Кроме кризисной ситуации, нас сегодня напрягает увеличение закредитованности населения. И мы очень волнуемся, когда люди во время сокращения или задержки зарплаты не могут заплатить по кредитам. И это серьезное отличие от кризиса 2008 года", - отметил Андрей Ветлужских.

Именно поэтому профсоюзы Свердловской области договариваются с руководством предприятия о погашении кредитов для заводчан, которые покинули предприятие по вине работодателя.

"Так, на БАЗе мы договорились, что если кредит до 100 тыс. руб., то предприятие помогает его погасить", - говорит Ветлужских.

По его словам, для работников Богословского алюминиевого завода будут созданы все условия для того, чтобы безболезненно закрыть производство. В частности на другом заводе "Русала" в Красноярске будут созданы новые рабочие места. Ведется вопрос о выплате не шести, а 10 средних зарплат для тех, кто намерен уволиться, рассматриваются варианты льготной передачи жилья.

"Помните, что происходило во время кризиса 2008 года? Тогда к человеку приходили и говорили, что он не нужен. И он вместо того, чтобы требовать увольнения по законодательству, писал заявление по собственному желанию и не получал никаких выплат. Наша задача – не допускать нарушения закона", - говорит Андрей Ветлужских.

Действительно не всегда руководство завода хорошо расстается со своими сотрудниками. Так, многие предприятия после банкротства оставляют людей без зарплат. По данным Минэкономики Свердловской области, общая сумма долга по зарплате работников заводов-банкротов составляет 494 млн руб.

Конечно, не все промышленные предприятия оказываются в кризисном состоянии. Зачастую в угоду себе руководство заводов заявляет об упадке производства, которого на самом деле нет.

"В 2009 году были предприятия, у которых не было никакого кризиса, но они говорили, что у них кризис и нужно всех сокращать. Тогда мы приходили и говорили, а покажите, что кризис у вас есть, что вы не блефуете. Покажите нам цифры, докажите, что у вас действительно кризис. Поэтому работникам нужно быть настороженнее, чтобы кризис почувствовать заранее", - вспоминает председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских.

Действительно, порой выясняется, что кризис есть только у работников, в то время как собственники продолжают шиковать. Так,  совладельцы "Евраза" Роман Абрамович и Александр Абрамов на фоне продаже Высокогорского ГОК и некоторых других активов купили дорогую недвижимость. Квартира в Нью-Йорке Абрамовича и вилла в Новой Зеландии Абрамова обошлись им в два-три раза дороже, чем было продано нижнетагильское предприятие.

Мария Черных