Новости
Интервью Медведева: опять вместо логики и здравого смысла одни лукавства и туманные пожелания
Экономика | В России

Дмитрий Медведев не понимает, почему российская экономика не растет, а стагнирует. Об этом он с обескураживающей прямотой рассказал корреспонденту британского агентства Reuters. Неосведомленность российского премьера в вопросах макроэкономики не является секретом для его критиков. Выступления Медведева на заседаниях кабинета, посвященных этой теме, представляет собой набор чередующихся словесных штампов: надо обеспечить приток инвестиций, нужно формировать благоприятную среду для предпринимательства, сделать суды независимыми, побороть коррупцию и бюрократию, опекать малый и средний бизнес... Почему все эти благие пожелания не работают – премьеру непонятно, пишет КМ.RU.

"Что мы планируем сделать? Конечно, это комплекс мер. Нет какого-то волшебного средства, которое позволит ускорить рост. Во всяком случае, мы его не знаем. Наши китайские партнеры знают, наверное, но мы не знаем", – вот так вот, прямо вслух, заявил Медведев.

Действительно, до темпов роста китайской экономики, которые в нынешнем году, по прогнозам, составят около 7% ВВП, российской, с ее увеличением всего на 1,8% ВВП, действительно далеко. Да и тех малых долей может еще не случиться.

"Мы планировали в этом году прирост валового внутреннего продукта в районе 3%, может быть, даже чуть больше. Реально будет чуть меньше 2%. На фоне рецессии в целом ряде стран Европы вроде бы не очень плохо, но для нас это мало, потому что и экономическая база не такая мощная, как в целом ряде стран, и вообще, для того, чтобы развиваться, должны быть более высокие темпы", – отметил премьер.

Однако Дмитрий Медведев не собирается сидеть сложа руки. В качестве первоочередных мер он планирует снижать высокие кредитные ставки для бизнеса и проводить технологическое обновление в промышленности.

"Ситуация такая, что в последние годы у нас стабильно снижалась инфляция, но это, к сожалению, не в такой степени находило прямое отражение в эффективной кредитной ставке, и тому есть и объективные, и субъективные причины. Сейчас очень важно, чтобы российские компании, российский бизнес получал нормальные кредиты по нормальной цене. Это первое, что нужно обязательно сделать, – считает Медведев. – Второе, может быть, не менее важное, – это изменение структуры российской экономики в целом, перевод российской промышленности на инновационное развитие. Чего нам не хватает? Вроде бы все в порядке, есть большое количество образованных людей, есть понимание со стороны бизнеса, что без вложения больших денег в инновации не будет развития, есть даже система стимулов, но порознь они не работают".

Удивление премьера достойно восхищения. Он, наверное, не читал отчета Генеральной прокуратуры РФ о проверке своего детища – инновационного центра "Сколково", которое превратилось в замечательную бюджетную кормушку для узкого круга лиц. Судя по всему, он незнаком с печальными результатами деятельности государственной корпорации «Роснано», руководимой неугомонным и деятельным Анатолием Чубайсом. За первые 6 месяцев текущего года этот оплот отечественного новаторства может похвастать только чистым убытком в размере 1,32 миллиарда рублей. Для сравнения: в прошлом году размер потерь составил "всего" 440 миллионов рублей. Видимо, Дмитрий Медведев не знает о том, как идет реформа Российской академии наук. Она проводится так топорно, с таким административным нажимом и бюрократическим презрением к существующим проблемам, что вместо действительно необходимого обновления привела лишь к озлоблению подавляющей части отечественных специалистов и стремлению сегодняшних студентов после получения диплома поискать работу в какой-нибудь другой стране.

"Очень важно сделать так, чтобы необходимость платить за инновации, внедрять их в работу стала потребностью не только малого бизнеса (малый бизнес не нужно в этом смысле убеждать), но и крупного бизнеса, который привык работать по инерции и получать результат за счет объемов", – считает премьер.

И тут Медведев лукавит. Он должен быть прекрасно осведомлен, что российский крупный бизнес давно превратился в неуправляемого сырьевого монстра, тесно аффилированного с властными структурами и привыкшего подпитываться из федерального бюджета. В России изобретен какой-то особый вид государственной корпорации или компании. Она создается на казенные деньги, ее основные фонды – это предприятия со станочным парком и инфраструктурой еще советских времен, объем заказов гарантируется государством. Если по итогам года в такой компании имеется прибыль, она тут же переправляется в офшоры, где и зарегистрирована. Там же оседают налоги. Если есть только убытки – пишется слезная бумага в кабинет министров с просьбой оказать поддержку, и почти всегда такая поддержка оказывается. Карьера руководителя никак не зависит от результатов деятельности такого странного учреждения. Какие там еще инновации?!

Однако в беседе с зарубежным корреспондентом Дмитрий Медведев заявил, что нынешние российские власти озабочены вопросами бюджетной экономии.

"Без фискальной консолидации и обеспечения стабильности макроэкономических условий невозможно долгосрочное развитие. Я имею в виду необходимость жить по средствам, не допускать значительного дефицита бюджета, контролировать его в рамках тех параметров, которые являются сегодня общепринятыми. Я могу сказать ответственно: Россия эти обязательства исполняет", – убежден Медведев.

Коснулся глава правительства и темы приватизации государственных активов, которые из-за отсутствия достойного современного управления мертвым грузом лежат на федеральном бюджете. По мнению Медведева, продажу госсобственности надо вести по максимальным ценам и не затягивать на годы.

"Продавать нужно так, чтобы что-то приличное заработать для государственного бюджета. Но это не значит, что нужно сидеть и ждать у моря погоды, рассчитывая на то, что через 5, 10 или 15 лет сложатся какие-то фантастические условия для продажи. Нет, надо выбрать оптимальный момент. Поэтому мы этот курс продолжаем. Будем действовать сообразно экономической конъюнктуре", – подчеркнул премьер.

Однако если перечитать стенограмму одного из последних заседаний правительства по этой проблеме, состоявшегося в июне нынешнего года, становится очевидно, что каждый из членов кабинета имеет свое понимание, что и как надо продавать, а что надо оставить. "Как обычно, по теме приватизации было много разногласий", – отметил тогда Медведев.

Упорство, с которым уже многие годы тормозится процесс приватизации, невольно наводит на мысль о том, что и здесь не обходится без пресловутых откатов.

Непонимание Дмитрия Медведева, почему все идет не так, очень легко понять. Экономика как наука основана на математике, логике и здравом смысле. У нее есть свои непреложные законы, которые никому не позволено нарушать. Если все же пытаться подменить правду и здравый смысл какими-то сказками, лукавством и туманными пожеланиями, вот тогда и наступает непонятная ситуация.