Новости
Галина Кулаченко развеяла мифы о бюджете региона на 2014 год: "Социалку" "резать" не будут
Экономика | Свердловская область | Уральский ФО

Министр финансов Свердловской области Галина Кулаченко развеяла мифы о региональном бюджете на 2014 год: "социалку", "резать" не будут, Екатеринбург без денег не останется, объем дефицита допустимый уровень не превышает.

Основное заблуждение касательно бюджета 2014 года касается сокращения его расходной части. Как оказалось, говорить о расходах пока рано, - они еще не появились. Тем не менее, сокращение есть – оно составляет 5,5%. К таким сокращениям, например, относятся отмена индексаций на повышение зарплат областным и муниципальным чиновникам.

"Говорить о фактических расходах можно только тогда, когда они реально появятся, то есть, с момента старта исполнения бюджета – с 1 января 2014 г. А на сегодняшнем этапе бюджетного процесса мы можем говорить только об основных подходах к его планированию и формированию. Сегодня подходы определены: регионом предусмотрены средства на все социальные выплаты, а также на повышение зарплаты работникам бюджетных учреждений, в соответствии с майскими Указами президента. В полном объеме запланированы платежи из областного бюджета за неработающее население в фонд медицинского страхования, определены приоритеты по финансированию объектов капитального строительства: основное внимание уделяется объектам строительства с высокой степенью готовности. Мы продолжаем финансировать строительство спортивных сооружения для муниципалитетов, но и здесь подходы изменились – предлагается рассмотреть недорогие спортивные объекты при школах – лыжные базы, стадионы,  то есть все, что может повысить охват жителей, занимающихся спортом. Конечно же, предусмотрено и финансирование спортивных объектов к ЧМ-2018. Мы продолжаем поддерживать промышленность, сельское хозяйство, энергетику и ЖКХ, малое и среднее предпринимательство. Отдельная позиция – строительство детских садов, которое будет продолжено. В бюджете 2014 года на строительство детских садов предусмотрено 4 млрд. рублей для муниципалитетов региона", - рассказала Кулаченко.

Она также отметила, что "опасения о необходимости "подтянуть пояса" - не напрасны, об этом говорят цифры, демонстрирующие динамику снижения налоговых доходов, в первую очередь – за счет налога на прибыль. Именно поэтому нами за основу формирования бюджета взят консервативный сценарий развития экономики. И поводов для особого оптимизма пока нет. Возможно, они начнут появляться лишь к концу следующего года".

Еще одним заблуждением является то, что расходы будут сокращать за счет "социалки". Бюджет планируется социально-направленным, а расходы на социально-культурную сферу занимают около 70%  его расходной части. "Говорить о том, что она сокращается – неверно. Более того, мы наблюдаем рост социальных расходов: со 113 млрд руб. в текущем году – до 121 млрд в 2014 г", - отметила министр.

Как сообщили Накануне.RU в управление пресс-службы и информации областного правительства, расходы областного бюджета на образование на следующий год предусмотрены в объеме более 45 млн рублей, что на 13,6% больше первоначальных расходов этого года. Расходы на "социалку" составят порядка 39 млрд руб., что почти на 32% больше по сравнению с прошлым годом. На здравоохранение в следующем году потратят порядка 40 млрд. руб, что опять таки больше показателей прошлого года на почти на 7,5%.

Большое количество вопросов вызывает дефицит Свердловской области, приблизившийся к рекордным 30 млрд руб. "Объем дефицита не превышает допустимый уровень, предусмотренный бюджетным Кодексом. Кроме того, нами запланировано его снижение. Так в 2014 г. плановый дефицит составит 25,5 млрд руб. Отмечу, что в финансовом мире профицит, а вовсе не дефицит считается тревожным показателем: профицитный бюджет может свидетельствовать об отсутствии программ развития", - уточнила Галина Кулаченко.

По прогнозам специалистов, денег хватит всем, и сажать муниципалитеты на "голодный паек" никто не собирается. Объем межбюджетных трансфертов из областного бюджета в муниципалитеты предполагается в размере более 67 млрд рублей. Финансовая безадресная поддержка муниципалитетов, не имеющая целевого характера по сравнению с этим годом будет увеличена в два раза, нецелевые трансферты составят более 14 млрд рублей.

Больше всего опасений вызывает финансирование Екатеринбурга. Накануне, заместитель главы администрации города по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский достаточно однозначно обозначил свою позицию по этому вопросу в эфире программы "Открытая студия. Екатеринбург" на "41-Домашнем", заявив "Сегодня областной бюджет формируется на территории Екатеринбурга на 60% и более. У нас остается около 15 копеек с каждого рубля выплаченных налогов. Можно и дальше Екатеринбург использовать как некую дойную корову, но если ее не кормить, то все развитие просто остановится. У нас внутреннее развитие экономики Екатеринбурга на сегодня действительно хорошее. Екатеринбург - лидер среди всех городов-миллионников. И по рейтингам, и по итоговым социально-экономическим показателям. В области все гораздо хуже. Но когда мы вместо того, чтобы развивать область, начинаем перегружать Екатеринбург, да у нас и в Екатеринбурге все закончится. Это неправильная экономическая политика. Нужно бороться не за то, чтобы не было богатых, а за то, чтобы не было бедных. Это совершенно разные вещи", - пожаловался Высокинский.

Особенность Екатеринбурга признают и областные власти, при этом подчеркивают, что ввиду этого ему нужны дополнительные средства. "Екатеринбург и Лесной – единственные муниципалитеты нашего региона, при прогнозировании бюджетов которых планируется превышение доходов над расходами. Рассчитывая межбюджетные трансферты областной Минфин, на протяжении ряда лет, прогнозирует профицит бюджета Екатеринбурга. Екатеринбург утверждает бюджет с дефицитом. И это нормальное явление, так как при оценке мы применяем общие подходы, утвержденные в методиках. Муниципалитет учитывает потребности, которые могут быть больше, чем заложено в методике. По факту, исполнение бюджета Екатеринбурга, как правило, получается профицитным. Остатки не использованных городом средств переходят на следующий год и являются источником погашения дефицита очередного года", - сообщила Кулаченко.

По предварительным данным объем межбюджетных трансфертов Екатеринбургу из областного бюджета составляет около 12,3 млрд руб. Причем, ряд трансфертов запланирован с увеличением: к ним относятся субсидии на организацию питания в муниципальных образовательных организациях, субсидии на организацию отдыха детей в каникулы, субвенции на финансовое обеспечение госгарантий в сфере образования и другие. Кроме того городу распределены субсидии в рамках восьми госпрограмм.

"Не стоит забывать, что у города и области – общие налогоплательщики. Каждый третий крупнейший налогоплательщик Екатеринбурга находится в мониторинге, организованном Минфином области. С налогоплательщиками подписаны соглашения, реализация которых позволила с начала года мобилизовать в бюджет дополнительно около 2,5 млрд руб. Поэтому говорить о том, что Екатеринбург собирает налоги, а область их изымает – некорректно. Мы собираем налоги вместе, и большая их часть остается в городе. Так например в текущем году с территории города в консолидированный бюджет Свердловской области прогнозируется поступление порядка 97,5 млрд руб., расходы областного бюджета на содержание областных учреждений социально-культурной сферы, расположенных на территории Екатеринбурга составят 56,8 млрд рублей. В первую очередь, жители города пользуются услугами данных учреждений. Всего расходы областного и местного бюджета на территории города прогнозируются в объеме 92,4 млрд. рублей", - пояснила министр.

Стоит добавить, что при всем при этом, областные власти  надеются на "конструктивную работу с депутатским корпусом и главами муниципалитетов" в работе над оптимальным вариантом проекта Закона о бюджете на 2014 г.

Ирина Гордеева