"Газпром" и НОВАТЭК поделили сферы влияния в Средиземном море, заявил в минувшую пятницу министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман.
"Насколько я понял, ближневосточный бассейн отдается по внутренней договоренности НОВАТЭКу. Но нам все равно, с кем работать. Главное — чтобы партнеры были адекватны и эффективны", — цитируют Либермана "Ведомости".
Либерман напомнил, что Россия и Израиль давно обсуждают разработку газа в Израиле, поставки российской нефти, развитие альтернативной энергетики. Помимо добычи газа речь может идти о российском участии в строительстве СПГ-заводов и газопровода до Кипра для экспорта газа в Европу. По его мнению, конкретные решения могут быть приняты до конца 2014 г.
Российские компании заинтересовались Средиземноморьем после того, как в 2009-2010 гг. на израильском шельфе было найдено несколько крупных месторождений. В прошлом году "Газпром" хотел купить долю в крупнейшем израильском месторождении газа "Левиафан" (запасы — 480 млрд кубометров), но в итоге доля досталась австралийской Woodside. В феврале Gazprom Marketing & Trading подписала предварительное соглашение о покупке с 2017 г. СПГ с другого израильского месторождения — "Тамар" (запасы — 240 млрд кубометров).
Источник издания, близкий к "Газпрому", говорит, что у концерна сейчас нет проектов в Средиземноморском регионе: там работает "Газпромбанк", но он не представляет интересы "Газпрома". "Дочка" банка GPB Global Resources вместе с НОВАТЭКом и Total добивались права на геологоразведку одного из участков кипрского шельфа, но безуспешно (выиграл консорциум Eni-Kogas). "Газпром" в этих конкурсах не участвовал, в том числе из-за угроз санкций со стороны Турции.