Минэкономразвития в четвертый раз ухудшило прогнозы на будущее до 2015 года. "В 2014 г. стагнация в экономике продолжится, но до конца года или нет - не хотел бы уточнять", - сообщил министр экономразвития Алексей Улюкаев. Прогноз роста ВВП в 2013 г. понижен с 1,8 до 1,4% — надежды на оживление экономики во втором полугодии не сбылись. Продолжение стагнации будет сопровождаться высокой инфляцией и дальнейшим ослаблением курса рубля. Прогноз роста на 2014 и 2015 гг. понижен с 3 до 2,5% и с 3,1 до 2,8%. "Это наше видение, которое мы сообщаем Минфину для большей ориентации. Формальное уточнение прогноза будет в апреле", - сообщил Улюкаев. Минфин дорабатывает бюджетную стратегию — 2030.
Ведомости пишут, что для выполнения социальной части инаугурационных указов президента — повышения зарплат бюджетникам — рост экономики должен быть не ниже 4%, а для достижения всех параметров, заданных в них, — не ниже 7%, сказал замминистра экономического развития Андрей Клепач: "Мы в нашем прогнозе идем ниже, чем то, что заложено в указах". В понедельник президент подписал бюджет на 2014-2016 гг., основанный на этом прогнозе.
В последний раз Минэкономразвития корректировало прогноз в сентябре, тогда же Правительство решило, что базовым сценарием социально-экономического развития отныне становится консервативный — как на ближайший трехлетний период, так и на долгосрочный.
Согласно этому варианту темпы роста экономики до 2030 г. составят 2,5% вместо 4%, в том числе в 2014-2016 гг. — 3,1% (а теперь — 2,9%). Перед правительством, с одной стороны, стоит задача выполнить президентские указы, а с другой — оно официально принимает прогнозы и бюджет, где выполнимость указов поставлена под сомнение.
За риторикой Минэкономразвития стоят две задачи, считает эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. Первая — тактическая: противодействие Минфину, настаивающему на максимально консервативном планировании: "Прогноз — самосбывающаяся вещь, если мы начнем закреплять [в прогнозе] низкие темпы роста и под эти темпы планировать низкую ресурсную базу, то и получим то, что прогнозировали". Вторая — стратегическая: напоминание правительству, да и обществу в целом, что указы принимались не только ради пенсионеров и бюджетников, но и с целью изменить структуру экономики: "При нынешней они невыполнимы, и это повод ее поменять".
Кроме Минэкономразвития под сомнение исполнимость президентских указов ставила Счетная палата: у регионов не хватает доходов, они сокращают инвестиционные расходы, но и этого не хватает — и указы президента финансируются в долг либо в ущерб услугам населению. Есть проблемы и с достижением президентских целей по росту производительности труда и инвестиций, требующих структурных преобразований в экономике и технологического обновления, пишет Счетная палата: предполагается, что до 90% таких преобразований оплачивает бизнес, т. е. исполнение указов зависит от оценки инвесторами перспектив ведения бизнеса в России.
Президент Владимир Путин и премьер Дмитрий Медведев объясняют торможение экономики внешними проблемами, но, оказалось, это не главные причины. "Из-за сокращения потребительского спроса и инвестиционного спроса и складывается такая динамика по ВВП в 2013 г.", — объяснил Улюкаев понижение прогноза.
Бюджетная политика ни при чем, считает Наталия Орлова из Альфа-банка: расходы бюджета растут, профицит превратился в дефицит, доля госсредств в активах банковского сектора достигла 9% ВВП — втрое больше, чем в еврозоне: нельзя сказать, что резкий спад темпов роста экономики вызван ужесточением фискальной или денежной политики. Стагнация вызвана фундаментальными факторами, продолжает она: низким качеством инвестиций — они растут, но направлены в основном на расширение торговых площадей, а не обновление производственных мощностей; как следствие этого — сохранением низкой производительности труда и неумением грамотно использовать трудовые ресурсы. Решать проблемы требуется на правительственном уровне, уверена Орлова: низкая производительность вызвана высокой занятостью в неэффективных секторах. В госсекторе работает 23% занятых, а с учетом госкомпаний — 40%. Чрезмерно присутствие государства и в секторах экономики (в инфраструкурных его доля — 50%), что препятствует конкуренции, зато помогает монополизации. Поле для реформ велико, но вряд ли правительство этим воспользуется, скептична Орлова: социальные издержки смены социально ориентированного курса высоки, инвестированию в долгосрочное устойчивое развитие правительство предпочтет выполнение краткосрочных социальных обязательств. А значит, в ближайшие 3-4 года рост ВВП не превысит 1,5% в год.