На днях правительство Российской Федерации внесло поправки в Воздушный кодекс РФ, по которому в состав экипажа могут входить только граждане России. Теперь, ввиду образовавшегося дефицита профессиональных кадров, ряды российских пилотов пополнят иностранные специалисты.
Закон, разрешающий принимать иностранных пилотов, имеет временный характер. Поправка вступит в силу через полгода и будет действительна до 2019 г. Ожидается, что в течение пяти лет ежегодно на должность пилота будут вступать порядка 200 приезжих рабочих.
Эксперты расходятся во мнении по поводу необходимости привлечения в Россию иностранной рабочей силы.
Своим мнением с Накануне.RU поделился заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Алексей Горяшко. Летчик уверен: в связи с образовавшимся дефицитом профессиональных пилотов, не остается ничего иного, как позвать их из-за границы.
"Если правительство приняло решение, решение правительства надо выполнять. В принципе, это, конечно, ненормальное явление, что мы оказались в такой ситуации, когда у нас не хватает командиров кораблей. В связи с повышенным спросом, поступлением техники в лизинг, приходится с этого положения выходить таким образом, чтобы привлечь иностранных пилотов. Я тоже другого выхода не вижу. И поэтому решение правительства в таком виде, в каком оно есть сейчас в проекте, я лично поддерживаю", - рассказал Алексей Горяшко.
Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов не готов мириться с такой политикой правительства: вместо привлечения чужестранцев нужно заняться переподготовкой отечественных летчиков, например, из резерва военной авиации.
"Во-первых, надо собрать пофамильно всех тех, кто имеет опыт и все остальное для "введения в строй" командира корабля. Я уверяю: наберется ровно столько, какой сейчас у нас дефицит. Во-вторых, надо продумать, как ускорить подготовку вторых пилотов для вывода их на должность командиров кораблей. (…) Кроме того, нужно посмотреть, кого мы можем переучить на гражданские воздушные суда из военной авиации", - пояснил корреспонденту Накануне.RU Олег Смирнов.
Если и вести речь о привлечении иностранных пилотов, то самым логичным решением будет пригласить на эту роль специалистов из стран-союзниц – Белоруссии и Казахстана. Президенты стран Таможенного союза уже договорились свободно обмениваться трудовыми ресурсами. Гражданская авиация – подходящая для этого отрасль, ведь почти 100% белорусских и казахских пилотов обучались в российских учебных заведениях. Что касается летчиков из западных стран, то они подойдут на роль инструкторов, которые помогут ввести наших командиров кораблей в строй. В этом Олег Смирнов видит решение дефицита кадров в гражданской авиации. Предпринимать радикальные меры – привлекать иностранцев – несправедливо по отношению к отечественным летчикам, не уступающим западным в профессионализме.
По мнению Олега Смирнова, правительство идет по простому пути, избегая решения трудоемких задач. Куда проще пригласить специалиста из-за рубежа, которого, к слову, несомненно привлечет размер заработной платы в России, чем переучивать соотечественников. Но стоит ли мелочиться на безопасности?
Анна Смирнова