Правительство РФ и администрация президента значительно разошлись во мнениях по кандидатам в совет директоров ФСК. Из десяти кандидатур от правительства в администрации согласовали не более трети.
Как рассказали источники, знакомые с ситуацией в ФСК, за последние несколько месяцев список менялся неоднократно. Еще в конце 2012 года первые предложения Росимущества по кандидатурам включали действующих чиновников, которых ранее Дмитрий Медведев активно выводил из состава советов госкомпаний. Для ФСК предлагался курирующий отрасль замминистра энергетики Михаил Курбатов, но его кандидатуру правительство не приняло, говорит собеседник издания, поменяв его на главу совета директоров "Уралкалия" Александра Волошина.
Правительство заменило предложенного Минэкономики директора НП "Совет производителей энергии" Игоря Миронова членом совета директоров и совладельцем группы "Илим Палп" Борисом Зингаревичем, президента НП "Научно-технический совет ЕЭС" Анатолия Дьякова — основным акционером "Евраза" Александром Абрамовым, а гендиректора "Алтеры Капитал" Вячеслава Пивоварова — главой представительства итальянской Eni в России Эрнесто Ферленги (сейчас возглавляет СД ФСК). Кроме того, правительство добавило в список вице-президента "Вымпелкома" Павла Бородина, пишет "Коммерсант" со ссылкой на свои источники.
Но вариант правительства был значительно изменен администрацией Владимира Путина. Не вызвали вопросов фигуры глав государственных энергокомпаний — Бориса Аюева ("Системный оператор ЕЭС"), Олега Бударгина (ФСК), Андрея Мурова (исполнительный директор Холдинга МРСК), главы НП "Совет рынка" Вячеслава Кравченко и бывшего министра энергетики в правительстве Владимира Путина Сергея Шматко. Также администрация президента согласилась с кандидатурами господ Ферленги и Абрамова. Кандидатуру Павла Бородина в Кремле вычеркнули, а господ Волошина и Зингаревича решили заменить нынешним главой совета директоров Холдинга МРСК Георгием Боосом и ректором МЭИ Сергеем Серебрянниковым. Кроме того, администрация президента внесла в список главу "Интер РАО ЕЭС" Бориса Ковальчука, вычеркнув директора от Российской Федерации в ЕБРР Дениса Морозова.
Отметим, что Федеральная сетевая компания может вновь оказаться в ситуации, когда Белый дом и Кремль не могут согласовать список совета директоров.
В первый раз такой конфликт привел к отмене внеочередного собрания акционеров компании летом 2012 года. На нем должен был быть избран совет директоров, которому предстояло, в частности, вести консолидацию государственных электросетей на базе ФСК. Однако работать "лишний" год пришлось прежнему совету, избранному на годовом собрании акционеров. Сейчас новый совет должен также проводить реформу — но уже в обратном направлении, ФСК должна стать дочерней компанией Холдинга МРСК, реорганизуемого в компанию "Российские сети".
При этом, как показали последние месяцы, роль советов директоров государственных энергокомпаний повысилась, поскольку их стали использовать в "акционерных конфликтах" между различными властными группировками. Так, совет директоров "РусГидро" в декабре фактически оказался на грани дееспособности, когда почти половина его членов отказалась принимать участие в заседаниях и почти сорвала проведение докапитализации компании по схеме правительства. В этой ситуации значимость кандидатур в члены совета и требования к их лояльности могут серьезно вырасти.