Вчера президент России Владимир Путин в Еврейском музее и центре толерантности провел заседание Совета по межнациональным отношениям. На этом заседании он предложил разместить библиотеку Шнеерсона прямо тут, в музее, но категорически отказался от идеи отдать ее хасидам.
Еврейский музей и центр толерантности расположен в здании, где еще несколько месяцев назад был центр современного искусства "Гараж". Роман Абрамович и Дарья Жукова сдали помещение без боя, а вернее, это Федерация еврейских общин России сдавала его "Гаражу".
Впрочем, Еврейский музей сам по себе является центром не просто современного, а суперсовременного, сверхсовременного искусства. Его делал великий музейный дизайнер, американец Ральф Эппельфельд. При входе тут можно увидеть стену плача (прежде всего по добровольно вложенным в строительство музея деньгам). Золотыми буквами вписаны в эту стену и в историю государства Израиль жертвы, или, вернее, жертвователи: от Владимира Путина, который перечислил на строительство свою месячную зарплату, до Михаила Куснировича.
История некоторых жертвователей просто вдохновляет. Так, один из топ-менеджеров музея рассказал, как спонсором стал Анатолий Чубайс — в то время глава РАО "ЕЭС России". Когда здание только начинали ремонтировать, Федерация еврейских общин обратилась к господину Чубайсу с просьбой взять на себя электросети в помещении. Анатолий Чубайс предложил другой вариант: оплатить капитальный ремонт этих сетей за его собственный счет. Федерация еврейских общин предложение приняла с благодарностью, но она была бы федерацией каких-нибудь других общин, если бы затем не договорилась с одной московской организацией о том, чтобы та сделала-таки ремонт сетей бесплатно. А благодаря деньгам, которые господин Чубайс уже выдал, он стал одним из серьезных спонсоров возведения Еврейского музея, о чем и узнал по завершении строительства, будучи увековеченным на все той же стене теми же золотыми буквами.
На вопрос, есть ли что-то подобное в Израиле, Александр Борода, президент Федерации еврейских общин России, машет руками: "Нет, что вы!"
А глава "Реновы" Виктор Вексельберг добавляет: "И в мире нет!"
Владимир Путин потратил на беглый осмотр грандиозного музея не больше четверти часа. Несколько минут из них у него ушло на то, чтобы рассказать Виктору Вексельбергу, главному раввину России Берлу Лазару и Александру Бороде анекдот. Это произошло в одной из выгородок, где с записи негромко звучали лучшие анекдоты про евреев. Выслушав один из них, господин Путин сказал:
"А теперь я вам свой анекдот расскажу", - сказал Путин. Анекдот, по сведениям СМИ, был такой. У одного человека умерла собака. Он пришел к православному батюшке и попросил отпеть ее. Тот категорически отказался: "Вы в своем уме?! Мы собак не отпеваем!" Тогда этот человек говорит: "Ну ладно, я тогда в синагогу пойду. Там за 500 евро обещали отпеть". "Да как вы можете?! Это же православная собака! Ладно, везите".
По поводу же библиотеки Шнеерсона Путин заявил: "Я с сожалением могу констатировать, что эта проблема вышла в такую скандальную плоскость. Библиотека принадлежит прежде всего российскому государству. Она с юридической точки зрения состоит из двух частей. Шнеерсон собирал ее в России в девятнадцатом веке, и первая часть была национализирована решением Совнаркома в 1918 году. И если мы согласимся, что собственность российского государства будет кому-нибудь передана, мы откроем ящик Пандоры. Если мы начнем удовлетворять такие иски... Мы к этому не готовы. Это невозможно! Вторая часть была вообще привезена в качестве трофеев после Второй мировой войны..."
Между тем Путин предложил "разместить библиотеку на площадях Центра толерантности".
"Этот шаг навстречу людям, которые хотят проблему решить, а не использовать как повод для нагнетания ситуации", - сказал Путин, слова которого приводит "Коммерсант".