Новости
При создании единого учебника истории все же придется конкурировать с различными версиями прошлого, считают уральские эксперты
Политика | Свердловская область | Уральский ФО

Эксперты оценили предложение Президента России Владимира Путина создать единый учебник по истории, передает корреспондент Накануне.RU. Они считают, что задача сделать учебник по истории с "единой концепцией" - очень сложная.

На совете по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил, что "средней школе нужны новые, единые учебники истории России, написанные по одной концепции и показывающие взаимосвязь всех этапов развития страны". Президент предложил создать учебники по истории, рассчитанные на разные возраста школьников. При этом книги должны быть выдержаны в единой концепции и логике российской истории.

Политолог, кандидат политических наук Дмитрий Москвин в беседе с Накануне.RU поделился своим мнением по поводу инициативы президента. "Вчерашние заявления Владимира Путина показывают, что Президент наконец-то обзавелся своим собственным единым народом, который сложился исторически и на пике своего развития доверил бразды правления почти на четверть века одному конкретному человеку. Разумеется, в этой ситуации переписывание учебников истории превращается в важный символический акт, призванный подчеркнуть ошибочность восприятия истории прежде и указать "единственно приемлемый" вариант движения в будущем. К сожалению, вопрос о "переписывании истории" давно стал любимым для российской власти разных эпох. Фактически это попытка в отсутствие демократических процедур получить легитимность. Легитимность даже не в глазах народа, а в своих собственных. Потому что главным читателем учебников истории будет всё та же власть, а общество, обученное смотреть между строк, продолжит выдумывать свои версии исторического развития. Как бы Путин ни хотел получить безальтернативную историческую картину, он обречен конкурировать с разными версиями прошлого".

По словам преподавателя кафедры теории и методики обучения истории Уральского государственного педагогического университета кандидата исторических наук Зинаиды Гузненко, "учебник - очень сложный конструкт, разрабатывается много десятилетий. Содержание учебника должно соответствовать новейшим достижениям науки. В России никогда не было единой концепции учебника по истории. Существует множество подходов к созданию той же линейки учебников для учеников 6-9 классов. Для этого есть несколько групп авторов, у каждой из них своя концепция и научные подходы. В каждом учебнике авторы обосновывают свою концепцию. Если созданный ими учебник соответствует времени и требованиям, то он может быть рекомендован министерством образования для изучения в школах. Затем школы могут из, допустим, пятнадцати разных вариантов выбрать один".

В нашей стране за последние двадцать лет вышло множество учебников истории. В книгах, как отмечают специалисты, шло искажение советского периода, урезание фактов по определенным событиям. Авторы уделяли особое внимание датам, которые историки СССР не считали важными. Как показывало время, каждая эпоха диктует свой учебник.