Сегодня эксперты дискуссионных клубов "Единой России" в Екатеринбурге оценили манифест либеральной платформы "Единой России", опубликованный в начале февраля. В ходе обсуждения участники дискуссии не только в пух и прах раскритиковали программный документ партии власти, но и предрекли ей скорый раскол, передает корреспондент Накануне.RU.
В качестве вступительной части мероприятия участникам дискуссии продемонстрировали интервью соавторов документа гендиректора медиахолдинга "Эксперт" Валерия Фадеева и теперь уже бывшего председателя думского комитета по госстроительству Владимира Плигина.
Они считают, что для того, чтобы стране двигаться дальше, необходимо вернуть ряду терминов их истинный смысл, прежде всего термину "либерализм". По словам авторов манифеста, нужна кампания против дискредитации либерализма, потому что он в общественном представлении превратился уже в некую секту. При этом они особо подчеркивали, что те, кто себя называет либералом, например Кудрин, таковыми не являются, потому что не действуют в интересах своей страны. Ну а либерализм и патриотизм – это фактически синонимичные понятия.
Именно на такой либерализм и будет опираться "Единая Россия". Впрочем, как выяснилось, в скором времени должно появиться еще два манифеста – социальной и патриотической платформ партии власти.
Начиная обсуждение, руководитель местного отделения клуба политического действия Михаил Федоров отметил, что наличие в партии трех платформ может означать некую внутрипартийную конкуренцию и "это хорошо", однако обратил внимание, что во многих отношениях Россия уже более либеральна, чем США, страны Европы и прочие "демократические" страны, в то же время многие законы, принимаемые "Единой Россией", ушемляют права простых людей.
Профессоры УрГЭУ, в стенах которого проводилась дискуссия, отнеслись к документу настороженно. По их мнению, споры о терминах уводят в сторону от главного вопроса о векторе развития и движения общества.
Советник губернатора Свердловской области Вадим Дубичев отметил, что в позиционировании себя в качестве либеральной силы "Единая Россия" не нова и не оригинальна, поскольку именно на ее плечах были проведены либеральные реформы начала 2000-х годов в экономике и политике. Заявление, которое было сделано при помощи этого манифеста – лишь очередная попытка найти свое "место под солнцем" в меняющейся политической ситуации.
Все точки над i расставил профессор Константин Стожко. Не особо стесняясь в выражениях, он заявил, что весь документ совершенно беспредметен и "весь его пафос сводится к критике либерализма пятилетней давности, а определения и критериев нового либерализма нет". Он отметил, что в документе нет ни одной новой мысли, документ сырой и требует доработки, а мысль об опоре на "народную буржуазию" в стране, где "вся буржуазия компрадорская", просто не выдерживает никакой критики.
Еще более предметно высказался другой профессор Николай Целищев, который сказал о том, что если в рамках одной партии складывается несколько идеологий, то она просто обречена на раскол и публикация трех различных манифестов – это не внутрипартийная конкуренция, а "открытая борьба".
Свою позицию озвучил секретарь общества "Знание – России" Сергей Радченко. По его мнению, в России назревает национально-буржуазная революция. В настоящее время происходит методичное убийство среднего класса "по латиноамериканскому сценарию". В связи с этим, у власти и появляется запрос на появление в стране "национальной буржуазии". Именно в этой парадигме "шустрые московские ребята" вводят тезис о пресловутой "народной буржуазии", частью и основой которой они сами хотят стать. И это, опять же, поиск своего "места под солнцем".
Возвращаясь к обсуждению манифеста по существу, эксперты согласились с тем, что попытка "вернуть либерализму его честное имя" явно преждевременна, поскольку народ не готов к позитивному восприятию любого либерализма, во всяком случае, до того момента, когда он не увидит, что либерализм может быть не враждебным к России как государству. Тем не менее, обсуждение этого документа "нужно обществу", поскольку либерализм, как оказалось, "созвучен мыслям каждого человека", в том числе и русского.