В Тюменской области приняты поправки в Избирательный кодекс, которые устанавливают новые "правила игры" на выборах в Тюменскую городскую думу. Однако принятие этих поправок на заседании областного парламента происходило в "жарких дискуссиях". Изначально инициатива партии "Единая Россия" о внесении изменений в Избирательный кодекс Тюменской области не была заявлена для рассмотрения на заседании. На сайте Тюменской областной думы этот вопрос не был отражен ни в документах, ни в самой повестке.
Как сообщили Накануне.RU в управлении информационной политики Тюменской облдумы, этот законопроект подготовлен для предоставления политическим партиям, участвующим в выборах депутатов представительных органов городских округов по смешанной избирательной системе, возможности разделения выдвинутого ими списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу на территориальные группы, которые должны соответствовать территориям одномандатных избирательных округов или включать в себя равные по численности избирателей части территории муниципального образования (в случае, если выборы депутатов представительного органа проводятся исключительно по единому избирательному округу).
Как пояснил Накануне.RU лидер фракции ЛДПР в тюменском парламенте Владимир Сысоев, на предстоящих выборах в Тюменскую городскую думу процедура избрания должна проходить по смешанной системе: половина депутатов избирается по 18 одномандатным округам, другая половина по партийным спискам. "Сейчас нам предлагают пойти по варианту так называемого общего списка, такого же, какой был в Госдуме. Там 3 человека в общем списке и 18 территориальных групп. На мой взгляд, нужно делать различия между выборами в Госдуму и выборами в муниципалитете. Вы прекрасно понимаете, что если в муниципалитет выбираются одномандатники, а если еще внутри одномандатных округов делать территориальные группы, то избиратель может запутаться, за кого он голосует", - говорит Владимир Сысоев.
Сысоев также отметил, что эти поправки были рассмотрены на экстренном заседании комитета по госстроительству и местному самоуправлению областной думы 8 февраля. "Документов по этим поправкам не было никаких, точнее наш депутат в комитете увидел эти документы буквально за 2 минуты до начала работы. Когда предлагают проголосовать за то, что в принципе не изучали депутаты, это удивительно. Поэтому и на комитете, и на думе были вопросы, на которые нам никто не ответил. Поэтому развернулась достаточно жаркая дискуссия на заседании самой думы", - рассказал депутат.
По словам Владимира Сысоева, на заседании думы 14 февраля вопросы по изменениям в Избирательный кодекс вновь были озвучены, но четких ответов народные избранники так и не получили. "А некоторые из вопросов носили принципиальный политический характер. Например, если из тройки списка кто-то отказывается от мандата, то как происходит вторичное перераспределение мандата? Кому он переходит? Это в законе не прописано", - говорит Сысоев.
"Минимальное количество кандидатов по партийному списку, которые могут идти на выборы, должно составлять 10 человек. А если партия набирает больше 10 мандатов, то один из них пропадает в воздухе? Ответа тоже не прозвучало", - добавил лидер фракции ЛДПР.
Парламентария также возмутил тот факт, что поправки в Избирательный кодекс были приняты без консультаций с другими политическими фракциями, а также не выносились на обсуждение общественности. Коммунисты предложили создать рабочую группу и не торопиться с принятием закона. "Все знают, что если выборы в Тюменской области и будут объявлены, то не раньше мая. Мы предлагали: в первом чтении примем за основу этот законопроект, доработаем его в марте, проведем консультации с общественностью, а потом уже будем окончательно принимать. Ведь этот закон значим для людей, жители будут выбирать депутатов в гордуму, которая будет работать 5 лет. Нет, проигнорировали мнение общественности, проигнорировали мнение политических фракций и приняли этот закон во втором и окончательном чтении", - сообщил Сысоев.
"Я считаю, что этот закон сырой. Он задуривает тех избирателей, которые придут на участки. Кроме того, он создает дополнительные предпосылки для того, чтобы создать препоны для формирования многопартийной городской думы", - уверен Владимир Сысоев.
По мнению политолога Александра Пирогова, подобные поправки могут привести к росту внутрипартийной конкуренции. "Должна возрасти внутрипартийная конкуренция, которая зачастую приводит к не совсем этичным технологическим приемам, например, кража избирателей друг у друга", - сказал Накануне.RU Александр Пирогов.
По его словам, партия, которая инициирует эти поправки, руководствуется одной целью – они считают, что таким образом они смогут набрать большее количество мандатов, нежели при системе, которая была до этих изменений. "Но, на мой взгляд, такие изменения не гарантируют увеличение голосов, поскольку сама система вносит больший процент неопределенности и некого хаоса на выборах. Потому что усилия штаба будут распаляться на большее количество округов, борьба территориальных групп приведет к некой непредсказуемости: кто получит мандат?" - считает политолог.
Сложность в распределении мандатов является серьезным аргументом критиков этих поправок, уверен Александр Пирогов. "Действительно, процедура распределения мандатов будет очень туманна и сопряжена с серьезными кулуарными интригами, которые будут лишены прозрачности, сама процедура будет лишена прозрачности",- говорит он.
По мнению Пирогова, в условиях городской думы, где явка будет в пределах 20-25%, самая главная технология – это мобилизационная, кто приведет как можно больше своих избирателей. Здесь же первенство принадлежит административному ресурсу. "На мой взгляд, тут и кроется причина, по которой депутаты изменяют эти "правила игры", понимая, что административный ресурс на выборах в гордуму имеет максимальную эффективность. Потому что тот, кто способен привести на избирательные участки максимальное количество избирателей – пенсионеров и бюджетников, тот уже наполовину считается победителем", - уверен политолог.