22 марта в Госдуме будет рассматриваться проект закона о работе Росфинагентства, которому в доверительное управление передадут средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Согласно законопроекту, который был разработан еще в середине 2012 года, для управления средствами, накапливающимися в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния (средства, полученные от продажи Россией нефти и газа), российское правительство создает открытое акционерное общество. Деньги, находящиеся в управлении Росфинагентства, будут вкладываться в облигации и акции с низким уровнем риска. По состоянию на 1 февраля 2013 года объем Резервного фонда и ФНБ составляет около 5,3 трлн руб. (8% ВВП).
Депутат Госдумы Евгений Федоров заявил Накануне.RU, что, по сути, Росфинагентство спасет нефтегазовую кубышку от "заокеанских хозяев".
По мнению экономиста Андрея Паршева, создание Росфинагентства можно сравнить с "пожарным" решением о вступлении России в ВТО. "Кстати сказать, и сторонники вступления те же самые, тот же депутат Евгений Федоров. Аналогия же решений в том, что никто не объясняет, что это за структура и, собственно, какая польза в ней, для чего она создается, с точки зрения государственных интересов. И это уже само по себе подозрительно", - отметил в беседе с корреспондентом Накануне.RU Андрей Паршев.
По его словам, сейчас может получиться ситуация, когда огромные средства, сравнимые с госбюджетом, будут переданы в управление некой частной компании, которая фактически не будет нести за это никакой ответственности.
"Судя по принимаемым положениям этого ОАО, заниматься оно будет спекуляциями на финансовом рынке. Мы правильно критиковали, что наши резервы вкладывались в низкодоходные ценные бумаги, имеются ввиду гособлигации США, у которых доход 1% или еще меньше. Сейчас вроде бы идея в том, что эти средства будут вкладываться в акции, которые могут быть более доходными, но при этом менее надежными", - говорит эксперт.
Андрей Паршев уверен, что в нашей стране мало кто умеет играть на рынке, а в связи с этим опасность "пролететь" очень велика. "Все мы слышали историю о том, как сотрудник банка, вместо того, чтобы заниматься инвестициями, "залетел" на миллиарды долларов и банкротил свой банк. Тут возможна именно такая ситуация. Какие там стоят "предохранители", когда деньги будут вложены во что-то ненадежное, прогорающее или в подставную структуру, которая будет создана, чтобы эти деньги при помощи коррупционных схем из нашего бюджета извлечь? Никакой гарантии нет. Я не верю, что тот, кто принимает это решение, хорошо разбирается в сути данного проекта", - сказал экономист.
По словам эксперта, проблема в том, что люди, которые управляют нашей экономикой, даже имея деньги, не знают, каким образом их прибыльно вложить. "Вот в чем основная сложность, которая служит питательной средой для такого проекта", - говорит Паршев.
"Я подозреваю, что Росфинангентство – это очередной шаг наших либералов", - добавляет Паршев. "Поскольку этот проект рожден в недрах Минфина, попытки представить его как какое-то оппозиционное мероприятие, вопреки политике ЦБ и самого Минфина, маловероятны", - считает он.
Андрей Паршев предполагает, что если статус Росфинагентства будет изменен, и структура станет не ОАО, а госкорпорацией, то там будет "хоть какой-то государственный надзор". "Но все равно такое положение внушает некие опасения. Это ничем не хуже, чем игра на Форекс, но строить на этом благосостояние нашего государства – это, на мой взгляд, легкомысленно, даже если не брать в расчет коррупционной составляющей", - считает экономист.
Еще один эксперт Накануне.RU, кандидат экономических наук Вадим Мальцев, уверен, что "если Росфинагентство будет государственным органом, а не квазигосударственным, и госполитика будет нацелена на то, чтобы развивать инфраструктуру и другие сферы реальной экономики, то данная инициативна может быть оправданной".
"В значительной степени вопрос о том, стоит ли охранять или выводить деньги из-под контроля ЦБ, зависит от того, кто станет его новым председателем. Насколько я знаю, этот вопрос будет сравнительно скоро решен, в пределах двух-трех месяцев, поэтому если сменится руководство и изменится политика ЦБ, то может измениться ситуация с тем, стоит или нет выводить деньги из сферы его компетенции", - добавил Вадим Мальцев.