Новости
"Надо и к Каддафи слетать и попросить денег!" Обвиняемому по делу "уральских мятежников" стало плохо в суде
Общество | Свердловская область | Уральский ФО

В Свердловском областном суде продолжаются прения сторон по делу "уральских мятежников". Теперь с ответной речью выступают адвокаты и сами подсудимые. Как передает корреспондент Накануне.RU, сегодня во время заседания выступили только адвокат Александра Ладейщикова и подсудимый изобретатель Виктор Кралин. Сторона защиты полковника Леонида Хабарова выступит завтра.

Сегодня зал суда был переполнен, поддержать бывшего сослуживца и просто товарища пришли около тридцати человек. В том числе и действующий адвокат Московской городской коллегии адвокатов Сергей Кухаренко, который тоже служил в Афганистане. Сослуживец признается, что в последний раз видел Леонида Хабарова в 1979 году, теперь чаще только по телевизору. Дело "уральских мятежников" бывший военный считает сфабрикованным.



 Посмотреть это видео в более высоком разрешении

"Исполняя чей-то заказ и имея свои карьерные соображения, областное УФСБ и его следственный орган начали собирать обрывочные материалы, но вскоре убедились, что они никуда не годятся, поэтому стали кроить из чего есть", - уверен Кухаренко.

Доказательства стороны обвинения он считает необоснованными и вспоминает эпизод с промедолом в военной аптечке Хабарова, которого обвиняют в хранении наркотического вещества. Кухаренко подтвердил, что препарат выдавали врачи в Афганистане. В качестве доказательства он принес свою аптечку, где также 30 лет хранится промедол.

Тем временем перед началом заседания Кралин успевает поделиться с присутствующими подробностями содержания в тюрьме.

"Наша тюрьма лучшая в России. Рано утром встаем, в десять уже отбой. КПД там невероятно высокое, но вот со жратвой плохо", - говорит он.

Судьи не спешили выслушать сторону защиты - заседание задержалось на час. Когда оно все-таки началось, первое слово было предоставлено адвокату Ладейщикова, который отметил абсурдность обвинения.

"Формулировки напоминают рапорт участкового, в котором обычно пишут: "Неустановленные лица в неустановленном месте…" - пояснил адвокат.

Затем с двухчасовой речью выступил подсудимый Кралин, который обосновал свою невиновность. В ходе заседания он зачитывал протоколы допросов Горбачева, Ботнаря, Катникова, Ладейщикова и других.

"Что не вопрос, то ответ: ничего не знаю, не помню. Так Ботнарь ложью ввел суд в заблуждение. Он вместе с Горбачевым провоцировал Ермакова. Вам повезло, что Ермаков не знал ваши фамилии (обращается к суду и обвинителю, – прим. Накануне.RU), иначе бы он бы и их включил в показания", - отмечает Кралин.

В зале захлопали, однако председательствующий судья Денис Меледин тут же присутствующих укорил и пригрозил, что в случае повторения все будут выведены из зала.

Напомним, что свидетели в своих показаниях отмечали, что Кралин был спонсором группировки и даже якобы ездил в Белоруссию, чтобы заручиться поддержкой президента Лукашенко и посла Венесуэлы. В своем выступлении подсудимый неоднократно отмечал, что эти сведения известны свидетелям только со слов больного шизофренией Ермакова.

"Он, обладая шизофреническим умом, говорил, что надо и к Каддафи слетать и попросить денег. А Ботнарь отвечал: "легко!", - вспоминает Кралин.

Кроме того, подсудимый отметил, что даже обратился в Европейский суд.

"Дело там пойдет в приоритетном порядке, как политическое. У меня нет сомнений, что Европейский суд отменит приговор, если он будет неадекватный", - сказал Кралин.

В ходе своего выступления он не отказывался и от эмоциональных суждений.

"Это дело войдет в книгу рекордов Гиннеса, когда военный полковник записывал за шизофреником. Почему такая ложь проходит в обвинительных заключениях? У меня крыша едет!" - говорит он.

Действительно, после длительного выступления Виктор Кралин почувствовал себя плохо.

"Сердце заболело, я, наверное, сейчас отрублюсь" - сказал он.

Выступать Кралин по состоянию здоровья больше уже не мог. Заседание было перенесено на завтра, на 10 часов утра.

Напомним, по данным следствия, "сподвижники Квачкова" из "Народного ополчения Минина и Пожарского" в уральской столице планировали взорвать ТЭЦ, уничтожить ряд руководителей силовых ведомств и диаспор в ходе операции "Рассвет". Лидером боевой ячейки называют предпринимателя Александра Ермакова. Как утверждается, он разрабатывал план мятежа. 64-летний полковник-"афганец" Леонид Хабаров якобы был начальником регионального штаба "ополчения", кроме того, фигурантами дела стали бывший оперуполномоченный угрозыска Владислав Ладейщиков, предприниматель Сергей Катников, доктор наук, изобретатель Виктор Кралин. Ранее уже были оглашены приговоры в отношении Владислава Ладейщикова и Сергея Катникова - они засвидетельствовали вину всех других подозреваемых и отделались условными сроками. У полковника в отставке Леонида Хабарова в ходе обысков были изъяты боеприпасы (по словам сослуживцев - сувениры из горячих точек, где он проходил службу).

Супруга полковника ГРУ Владимира Квачкова Надежда утверждает, что "уральское дело", по всей видимости, инициировано следователями, чтобы "подобраться" к мужу. Ранее Квачков был оправдан в деле о покушении на Анатолия Чубайса, однако вскоре после вынесения решения Верховного суда в декабре 2010 года был арестован по подозрению в подготовке вооруженного мятежа.

 Один из оправданных фигурантов дела о покушении на Чубайса, Иван Миронов, рассказал: "Исходя из того, что сегодня происходит по самому Владимиру Васильевичу (Квачкову, – прим. Накануне.RU), понятно, что цель удара по Хабарову – посадить наиболее дееспособных и наиболее патриотически настроенных офицеров, которые, опираясь на свой авторитет, блестящую службу на благо Родины, могут выступить против режима. Это превентивный удар, и, к сожалению, уже сейчас можно говорить, что приговор будет обвинительный без вариантов, возможно, кому-то будет смягчение за оговоры и лжесвидетельствование, но здесь исход, к сожалению, предрешен. Тем более, что новые правила, которые вывели статью о терроризме из юрисдикции суда присяжных, принимались именно с этой целью". Он также отметил, что новое дело в отношении Квачкова и его так называемых "соратников" - "реванш Чубайса".

Мария Черных