Новости
Проблему обучения детей мигрантов русскому языку обсудили в Югре
Общество | Ханты-Мансийский АО - Югра | Уральский ФО

В Ханты-Мансийске состоялся круглый стол по проблеме обучения детей мигрантов русскому языку. Организатором заседания стал комитет по социальной политике думы ХМАО, который попросил ученых-социологов провести специальное исследование по данной проблеме.

Отметим, что общее количество детей из семей иностранных граждан, зафиксированных на территории муниципалитетов автономного округа, в 2012-2013 учебном году составило 2524 человека (доля детей иностранных граждан от общей численности учащихся автономного округа – 1,5%), сообщили Накануне.RU в информационно-аналитическом управлении думы Югры.

По данным социсследования выяснено, что учащиеся мигранты позитивно относятся к обучению, этот вид деятельности является для них привлекательным. Школьное образование для детей мигрантов – важный адаптационный фактор, напрямую связанный с профессиональным образованием и перспективой получения в будущем хорошей с их точки зрения профессии.

Добавим, что особой актуальностью, с точки зрения педагогического сообщества, характеризуется проблема состояния нормативно-правовой базы, создающей условия для успешной работы с детьми мигрантов, необходимых формальных и неформальных стимулов, обеспечивающих их эффективность.

Декан социологического факультета Гуманитарного университета Екатеринбурга, один из авторов исследования Гарольд Збровский рассказал Накануне.RU, что в решении этой проблемы важно сделать акцент на языковой адаптации детей. Для этого нужно создавать необходимые условия в школе либо вывести эту функцию за пределы общеобразовательных учебных заведений.

"Если школа не может создать базу для социальной и социокультурной адаптации, то эту проблему нужно выводить за пределы школы, может быть, создавать какие-то специализированные школы, адаптивные, может, специализированные классы для детей-мигрантов. То есть искать самые разные пути, чтобы научить детей русскому языку, поскольку большая часть из них языком не владеет, а это база для всего остального процесса адаптации", - высказал свою точку зрения профессор в беседе с корреспондентом Накануне.RU.

Что касается социологического исследования, то, по словам Зборовского, это уникальная работа. Она позволила выявить скрытые мнения учителей на эту проблему.

"Мы массово опрашивали школьников-учащихся 8-11 классов, и школьников мигрантов в том числе. Проводили социометрический опрос, экспертный опрос. Было много видов интервью: с родителями, учителями, с администрацией школ. Мы опросили больше тысячи педагогов. Это уникальное исследование, первое в России, причем не только количественное, но и качественное, потому что мы выявляли спрятанные мнения учителей, их латентные мнения нам удалось обнаружить по проблеме детей-мигрантов", - рассказал он.

"Выводов на заседании прозвучало много, но главное – нужен комплексный подход к решению проблем детей-мигрантов, различных форм по их обучению и адаптации, дифференцированные подходы в рамках как школьной, так и внешкольной системы образования, это работа с диаспорами, без которой эти вопросы не решить", - уверен Гарольд Зборовский.

В целом, в ходе обсуждения круглого стола участники сошлись во мнении о том, что в округе накоплен значительный опыт разработки концепции и создания системы образовательной и воспитательной деятельности по формированию толерантности в рамках отдельных образовательных учреждений. Опыт исследования доказал, что практически каждая школа Югры имеет серьезные проекты по формированию культуры толерантности.

По данным ежегодного мониторинга, ведущегося с 2009 года, число детей, не владеющих или слабо владеющих русским языком, сохраняется в пределах 400. В 2011 году количество таких детей составило 345 человек, в 2012 году их показатель уменьшился до 303. Показатель количества не владеющих языком составил 30 человек. Поэтому с 1 сентября 2011 года в 12 общеобразовательных учреждениях 8 муниципалитетов, в которых наибольшее количество детей-мигрантов (города Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Радужный, Югорск, Сургут и Сургутский район) реализуется проект, прошедший успешную апробацию, "Школа адаптации".

Подводя итоги обсуждения, председатель комитета по социальной политике думы ХМАО Наталья Западнова подчеркнула, что все предложения к рекомендациям данного круглого стола будут учтены при подготовке итогового документа. Она также отметила, что многие вопросы, обсуждаемые в ходе первого заседания круглого стола в феврале 2012 года, были учтены при организации работы с детьми и семьями мигрантов.