К 2015 году дефицит бензина в России может вырасти в 70 раз по сравнению с прогнозом прошлого года и достичь 3,7 млн тонн. Такие данные отмечены в отчете ФАС РФ.
В 2013 году нехватка топлива российских производителей составит лишь 53,7 тыс тонн, что при предполагаемом объеме потребления на уровне 32,5-33 млн тонн укладывается в статистическую погрешность. В следующем году показатель дефицита вырастет незначительно — до 184,5 тыс. тонн. Пока российские НПЗ производят этого топлива больше, чем потребляется в стране.
Снижение производства топлива связано в первую очередь с корректировками, которые в прошлом году внесли 12 российских нефтяных компаний в свои четырехсторонние соглашения с ФАС, Росстехнадзором и Росстандартом. Прогнозы антимонопольщиков основаны на данных этих соглашений, пишут "Известия".
По словам источника в ФАС, сейчас компании пересмотрели свои возможности по модернизации и внесли корректировки, снизив прогнозы производства более экологичных бензинов "Евро-5" в 2015 году с 38,6 млн тонн до 17,3 млн тонн. При этом планы по производству "Евро-4" через два года, напротив, увеличены — с 4,5 млн тонн до 17,5 млн тонн. В результате недопроизводство "легального" на тот момент топлива в России составит 8,2 млн тонн. Одновременно нефтяники пересмотрели планы производства "Евро-3" в 2015 году, увеличив их с 850 тыс. тонн до 2,1 млн тонн. Законодательство не запрещает вырабатывать низкокачественное топливо на экспорт. Так, в 2013 году, по данным ФАС, НПЗ произведут почти 1 млн т бензина "Евро-2", запрещенного к тому моменту внутри страны.
Согласно откорректированному плану, недопроизводство бензина "Роснефтью" в 2015 году составит 6,3 млн тонн, что является самым большим показателем среди игроков рынка, это составляет шестую часть годового потребления. В условиях корректировки прогнозов ФАС также отмечает вероятность невыполнения госкомпанией обязательств по запуску установки каталитического риформинга на Новокуйбышевском НПЗ в этом году. Пока строительно-монтажные работы выполнены здесь только на 56%. Однако в "Роснефти" не разделяют опасений ФАС.
"В компании строго выполняют обязательства, взятые в рамках согласованного в 2012 году четырехстороннего соглашения, в том числе намерены это сделать и в части производства бензинов в 2015 году. Модернизация проходит в соответствие с планом", - отметил представитель госкомпании.
При этом в госкомпании предпочли не комментировать перспективные расчеты антимонопольщиков. Также поступили в "Газпром нефти", недопроизводство бензина в которой в 2015 году ФАС оценивает в 810 тыс. тонн.
"Ряд компаний, возможно, не успевает за техрегламентом, но вряд ли речь идет о столь масштабном недоборе, как миллионы тонн", - говорит представитель "Лукойла". По прогнозам компании, возможный дефицит из-за перехода на более экологичные марки бензина может составить 600–700 тыс. тонн в текущем году. Перспективы 2015 года в "Лукойле" пока не просчитывали. Сама компания уже не выпускает "Евро-3" и "Евро-4".
"Пока компании не успели провести модернизацию, у нас есть соседи, у которых спокойно можно закупать, в частности в Белоруссии, где очень хорошие новые модернизированные заводы и она очень много моторного топлива отправляет на экспорт", — говорит представитель "Лукойла".
С такой позицией согласны и в ФАС. В случае необходимости антимонопольщики предлагают правительству проработать вопрос закупок бензина у иностранных производителей в Белоруссии, Казахстане и Европе. Кроме того, для недопущения острого дефицита ФАС предлагает разрешить Министерству энергетики в оперативном режиме подпитывать рынок за счет топлива из госрезерва.