Новости
Новый Папа: нищий, неевропеец, иезуит, да еще и Франциск
Общество | За рубежом

"Там все места блатные расхватали и
Пришипились, надеясь на авось.
Тем временем во всей честной Италии
На папу кандидата не нашлось".

В.С.Высоцкий

Католический мир ликует — избран новый Папа Римский. Латинская Америка в восторге — он аргентинец.
Итак, конклав Римско-католической церкви накануне избрал 266-го понтифика. Им впервые стал выходец из Латинской Америки — Хорхе Марио Бергольо, которого теперь будут называть Франческо (Франциск).

Хорхе Марио Бергольо — 1936 года рождения, аргентинский кардинал, иезуит. Архиепископ Буэнос-Айреса с 28 февраля 1998 года. Великий канцлер Католического университета Аргентины. Кардинал-священник с 21 февраля 2001 года с титулом церкви Святого Роберта Беллармина. Преподавал литературу, философию и теологию в трех католических колледжах Буэнос-Айреса. Свободно говорит на немецком и итальянском языках. Противник эвтаназии и абортов.

Le Monde пишет, что "Франческо избегает журналистов и политиков. На его формирование повлияло то, что по образованию он инженер-химик. В стране, где половина населения живет за чертой бедности, его проповеди, не являясь революционными, снискали ему большую популярность среди бедных... Он не стесняется в словах, когда осуждает коррупцию политического класса и кризис ценностей аргентинского общества".

Издание утверждает, что у нового понтифика слабое здоровье и всего одно легкое после операции, перенесенной в возрасте 20 лет. Он жил в небольшой квартире, отказался от лимузина в пользу общественного транспорта и, по некоторым сообщениям, сам себе готовит пищу.

На избрание нового папы откликнулся Андрей Кураев. У себя в блоге он написал: "Папа Франциск произвел очень светлое впечатление. Добрые глаза и лицо (этого так не хватало Бенедикту). Избранное им имя (Франциск — апостол нищеты) обещает огромные потрясения для католической Церкви — понуждение ее к преобразованию в Церковь бедных, а не в Церковь солидных господ… Он из Латинской Америки, где уже давно католическая церковь начала революционный путь от дворцов к хижинам. Дерзко сказал, что именно Рим нуждается в новой евангелизации. По правилам РКЦ иезуит может быть епископом только в миссионерском регионе. Дай Бог, чтобы по имени стало и житие его".

Справка 1:

Иезуи́ты, или Орден Иезуитов; официальное название "Общество Иисуса" (лат. Societas Jesu), также Орден св. Игнатия (по имени основателя) — мужской монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1534 году Игнатием Лойолой и утверждённый Павлом III в 1540 году.

Иезуиты сыграли большую роль в контрреформации, активно занимались наукой, образованием и миссионерской деятельностью. Члены Общества Иисуса наряду с тремя традиционными обетами (бедности, послушания и целомудрия) дают и четвёртый — послушания папе римскому "в вопросах миссий". Девизом ордена является фраза "Ad majorem Dei gloriam" ("К вящей славе Божией").

Основные принципы построения ордена: жёсткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы — пожизненно избираемого генерала ("чёрного папы"), подчинённого непосредственно папе римскому. Система морали, разработанная иезуитами, ими самими называлась "приспособительной"(accomodativa), так как давала широкую возможность в зависимости от обстоятельств произвольно толковать основные религиозно-нравственные требования. Для большей успешности их деятельности орден разрешает многим иезуитам вести светский образ жизни, сохраняя в тайне свою принадлежность к ордену. Широкие привилегии, данные папством иезуитам (освобождение от многих религиозных предписаний и запрещений, ответственность только перед орденским начальством и др.) способствовали созданию чрезвычайно гибкой и прочной организации, в короткое время распространившей свою деятельность на многочисленные страны. Слово "иезуит" приобрело переносное значение.

В средние века иезуиты активно использовали казуистику, систему пробабилизма, а также применяли различные приемы для трактовки вещей в выгодном для себя ключе, в частности мысленные оговорки и т.п. Из-за подобной морали в бытовом языке слово "иезуит" стало синонимом хитрого, двуличного человека. Многие тезисы иезуитской морали были осуждены папами Иннокентием XI, Александром VII и другими. С иезуитами полемизировал Паскаль в своих Письмах к провинциалу. Несмотря на то, что современные иезуиты не сильно выделяются своей философией на фоне других католических орденов, часть критиков считает, что иезуиты не до конца отвергли принятую в средние века мораль, допускающую очень вольное трактование различных вещей и событий.

Справка 2:

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d'Assisi, Джованни ди Пьетро Бернардоне, итал. Giovanni di Pietro Bernardone; 5 июля 1182 - 3 октября 1226) — католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена.

Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам — соперничать в богатстве и роскоши с епископами и князьями. Франциск углубил идею бедности: из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа.

Есть повествование бенедиктинского летописца: тогдашний Папа был так поражен вонюче-грязным видом Франциска, что послал его к свиньям; но, когда Франциск, буквально исполнив совет, вернулся ещё грязнее с просьбой теперь исполнить его мольбу, то Иннокентий, растроганный таким смирением, отнесся к нему милостиво.

Вместе с этим Франциск преобразил и само назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

По преданию, попутно Франциск совершил много чудес, он исцелял слепых, воскрешал мёртвых, лечил паралитиков, ревматиков, прокажённых, больных водянкой, а также проповедовал слово божие зверям и птицам.

Глава Исламского комитета России Гейдар Джемаль в беседе с Накануне.RU отметил, что, по всей видимости, избрание Папы из Латинской Америки будет носить символическое значение.

"Отречение предыдущего Папы не носило традиционного характера для Церкви. Этот беспрецедентный шаг был выражением жесткого протеста против либерализма Европы и современного мира. Его не стоит рассматривать как проявление слабости, скорее это демонстрация, что Католическая Церковь, по крайней мере, определенная ее часть, не собирается прогибаться дальше под либеральную агрессию. Я считаю, что фигура, которая должна прийти на смену новому Папе, должна быть еще более радикальной. Это должен быть радикальный антилиберал", – отметил он.

По его словам, такой Папа может возглавить определенные силы, которые поведут Католическую Церковь за массовой народной поддержкой. "Сейчас они не объединяют простых верующих для демонстрации того сатанизма, который на них надвигается. Омерзительный и рогатый, с голыми и омерзительными девками с надписями на теле, которые пляшут и кривляются у Собора Парижской Богоматери. Пока я знаю лишь одно исключение из этого правила - 400-тысячные демонстрации католиков во Франции против разрешения гей-браков", – отметил эксперт.

"Антиамериканизм, лидер антилиберализма, представитель континента, где только что умер Уго Чавес, откуда вышел Че Гевара. Кроме того, Латинская Америка - это континент, на котором сформировалась новая католическая теология - теология освобождения. Избрание Папы из этой части планеты будет иметь символическое значение. Теология освобождения - это путь бедных, отрицание мирового порядка как системы зла, как системы, уготованной к приходу Антихриста, эта идеология была сформирована в 50-е, 60-е годы, тогдашний Ватикан отнесся к ней очень осторожно, если не сказать недоверчиво и агрессивно. Это такой католицизм с автоматом, революционно-ваххабитского толка, против системы. Такой католицизм связан с социалистическими и антисистемными традициями всего христианства в принципе", – добавил Гейдар Джемаль.