В Новороссийский морской торговый порт, подконтрольный "Транснефти" и группе "Сумма", пришли следователи. Поводом стало уголовное дело против временного гендиректора НМТП, возглавлявшего компанию в 2011 году. Проверка проводится на фоне смены главы совета директоров порта, акционерного конфликта и критики главы "Курортов Северного Кавказа" Ахмеда Билалова со стороны президента России Владимира Путина. Билалов — двоюродный брат владельца "Суммы" Зиявудина Магомедова.
Следственное управление по Новороссийску проводит проверку в офисе Новороссийского морского торгового порта (НМТП), сообщили "Газете.Ru" в компании. "Представители СК по Новороссийску проводят проверку по материалам жалобы, поступившей от одного из контрагентов компании, — сообщили в пресс-службе компании. — В офисе компании проводится встреча с представителями менеджмента".
Представитель НМТП уточнил, что об обысках речи не идет: "Пьют кофе, беседуют с менеджментом".
В компании добавили, что подробные комментарии будут представлены, когда группа ознакомится с выдвигаемыми претензиями.
Но с комментариями первым выступил Следственный комитет по Краснодарскому краю.
Как сообщается на сайте ведомства, возбуждено уголовное дело в отношении бывшего временного гендиректора НМТП (его имя не указывается) по статье 204 УК (незаконное получение управленцем в коммерческой организации денег за совершение действий в интересах дающего). Эпизод касается сделки между НМТП и компанией "Черноморский Альянс".
Акции НМТП за последний час торгов (по данным на 14.40 по московскому времени) упали на 0,8% — до 3,72 рубля за штуку — на фоне общего роста российского рынка акций более чем на 0,75%.
В феврале между основными акционерами произошел конфликт: "Транснефть" была недовольна политикой менеджмента порта. Компания была недовольна модернизацией нефтетерминала Шесхарис (инвестиции в проект были запланированы на уровне 747 млн рублей, а на практике вложено оказалось лишь 152 млн рублей). Также монополию не устраивала активизация в Новороссийском порту посредников-экспедиторов, которые сами оказывались грузовладельцами. Кроме того, недовольство "Транснефти" вызвал уровень долга актива. В 2013 году он вырос почти в шесть раз — с $94 млн до $584 млн. Это сравнимо с показателем EBITDA (прибыль до уплаты налогов компании) НМТП за 2012 год — $589 млн.
Информация о противоречиях между акционерами появились на фоне резкой критики главы госкомпании "Курорты Северного Кавказа" Ахмеда Билалова (двоюродный брат владельца "Суммы" Зиявудина Магомедова) со стороны президента России Владимира Путина и отказа генподрядчика строительства железной дороги Кызыл — Курагино от работы со связанной с Магомедовым компанией "Стройновация".
"Транснефть" официально заявляла о необходимости замены гендиректора НМТП Радо Антоловича. НМТП должен был возглавить руководитель "Транснефть-сервиса" Сергей Киреев. Но в конце февраля стороны пришли к компромиссу, договорившись об основных вопросах.
На 19 марта назначен совет директоров с повесткой об избрании нового председателя, которым вместо представителя "Суммы" станет ставленник "Транснефти": Антолович останется на своем посту, а вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин сменит Марата Шайдаева на посту председателя совета директоров порта.
20-процентный пакет НМТП принадлежит государству. Приватизация может пройти осенью 2013 года.