Новости
Потери российского бизнеса на Кипре с большой вероятностью отразятся на ВВП России
Экономика | В России | За рубежом

Потери российского бизнеса от двухнедельной остановки платежей на Кипре с большой вероятностью отразятся на ВВП России и будут сравнимы с потерями по депозитам.

Кипрский кризис будет разрешен ликвидацией CPB и реструктуризацией бизнеса BoC. По соглашению "евротройки" (Еврокомиссия, ЕЦБ, МВФ), с которым де-факто согласилась Россия, 10 млрд евро выделяются Кипру в обмен на ликвидацию CPB с соответствующими последствиями для его вкладчиков, BoC ждет реструктуризация, условия которой, констатировало правительство Кипра, предполагают списание порядка 30% депозитов размером более 100 тысяч евро.

Де-факто Европа оплачивает потери банковской системы Кипра от реструктуризации греческого госдолга в 2011 году (порядка 4,5 млрд евро) и дает правительству Кипра еще 5,5 млрд евро на решение проблем во второй фазе кризиса, начинающейся сегодня. За остальное заплатят клиенты CPB (в большей степени) и BoC (в меньшей).

Точные расчеты российских потерь в ходе этой операции невозможны: компаниями из России контролируется часть из 19 млрд евро депозитной массы банковской системы Кипра, контролируемой нерезидентами Кипра (главным образом из России, c Украины и из Ливана), часть из 40 млрд евро средств, принадлежащих резидентам страны (кипрские компании явно и неявно российского происхождения), и часть от неизвестной суммы в банковской системе страны на счетах до востребования - расчетных счетах.

Для таких структур, как "ЕврАз", "Норильский никель", для других металлургических компаний, части торговых компаний и всех, кто использовал кипрские холдинги, кипрский кризис будет экстремальным стресс-тестом: о рисках каких-либо операций в кипрской финансовой системе консультанты предупреждали российскую клиентуру как минимум с января 2013 года, пишет NEWSru.com со ссылкой на "Ведомости". 

На сегодняшний день ни одна из крупных корпоративных структур из России не объявила о зависших средствах на Кипре. Тем не менее анонимно известно как минимум о десятках структур, пострадавших от двухнедельной заморозки средств в банковской системе Кипра, - от металлургов до компаний IT-сектора. Проблемы пока заключаются в невозможности исполнения текущих контрактов, оплаты труда и т. д., то есть в краткосрочных потерях, которые, впрочем, вряд ли в экономике России превысят десятки миллионов евро в целом.

Среднесрочные потери (от разрыва контрактов, потерь по процентам, отвлечения средств и необходимого перекредитования, упущенной выгоды от замораживания средств), а тем более долгосрочные и безвозвратные (от средств в CPB, "стрижки депозитов" в BoC, вынужденных изменений в инвестпроектах и их срывов) - неизвестная величина.

Впрочем, она наверняка существенно испортит статистику промышленного производства и ВВП в марте и в целом в первом квартале 2013 года - если в экономике и были признаки восстановления после депрессии в марте, то Кипр с большой вероятностью их уничтожил: последствия будут наглядны и в мартовском, и в апрельском торговых балансах.

Премьер-министр Дмитрий Медведев 25 марта посвятил кипрскому кризису вице-премьерское текущее совещание, потребовав "тщательно просчитать" последствия кипрского кризиса. Фраза премьер-министра "Там, по-моему, продолжают грабить награбленное" звучала довольно двусмысленно, тем не менее экспроприация российских денег на Кипре будет.

Частично на Кипре пострадают владельцы средств, имеющих "серое" происхождение, но как минимум часть денег, которые будут там потеряны во многом из-за неготовности правительства России с лета 2012 года детально анализировать происходящее на Кипре, - это вполне "белые" деньги корпораций.