В Югре правительством утверждена стратегия социально-экономического развития автономного округа на целых 17 лет – до 2030 года. ХМАО является основным нефтедобывающим регионом России, что естественно отразилось и на планах развития субъекта, передает корреспондент Накануне.RU.
Так, в базовый сектор экономики – нефтегазодобывающую промышленность – югорские власти планируют "влить" около 15 трлн рублей. Причем большая часть этих средств будет генерироваться ведущими нефтяными компаниями – "Роснефтью", "Сургутнефтегазом" и ЛУКОЙЛом. Больше всего инвестиций с 2013 по 2020 год будет направлено в разработку и обустройство шести участков месторождений ХМАО: Приобский, Приразломный и Малобалкский участок ("Роснефть"), Южный участок Приобского месторождения ("Газпром нефть"), Самотлорский участок ("ТНК-ВР Холдинг"), Федоровский участок ("Сургутнефтегаз").
Смежная сфера – нефтегазохимическая отрасль и нефтесервис – ждет инвестиций в размере 22 млрд рублей. Главные направления – строительство объектов по переработке ПНГ, реконструкция и модернизация существующих заводов.
250 млрд рублей будет направлено на развитие транспортного комплекса автономного округа. В стратегии, в частности, сказано о сооружении и реконструкции объектов капитального строительства транспортной системы, автомобильных дорог, железнодорожных путей, газо- и продуктопроводов.
В электроэнергетику ХМАО предусмотрено "вливание" больше 135 млрд рублей. Основные инвестиционные проекты связаны с расширением и перевооружением крупных существующих электростанций (Нижневартовская ГРЭС и Сургутская ГРЭС-1, 2); строительством новых базовых электростанций в дефицитных энергорайонах (Няганьская ГРЭС); обеспечением электроэнергией и мощностью объектов добывающей и перерабатывающей промышленности, а также жилищно-коммунального сектора Приполярного Урала в рамках проекта "Урал Промышленный-Урал Полярный" (сооружение ГТЭС при КС Приполярная, ГТЭС пгт.Игрим, Северо-Сосьвинской ТЭС); переводом на централизованное электроснабжение населенных пунктов автономного округа. Кроме того, инвестиции нефтяных компаний в электроэнергетику будут направлены на строительство в экономически обоснованных объемах газотурбинных установок, покрывающих потребность нефтепромыслов в электрической и тепловой энергии, следует из документа.
Горнопромышленный комплекс ХМАО в стратегии отмечен как один из наиболее рискованных с инвестиционной точки зрения, что связано с низкой геологической изученностью территории округа, а также практически полным отсутствием транспортной и энергетической инфраструктуры. Поэтому необходимо проведение геологоразведочных работ на разные виды общераспространенных полезных ископаемых. Кроме того, требует решения проблема разведки, добычи и использования такого высокотехнологичного вида сырья, как опал-кристобалитовые породы. Общая сумма инвестиций в основной капитал в 2013-2030 годах оценивается на сумму около 120 млрд руб.
Для решения проблем ветхого жилья югорские власти инвестируют не менее 1 340 млрд рублей, на газификацию населенных пунктов округа потратят примерно 1,5 млрд рублей. Совокупный объем инвестиций в основной капитал в 2013-2030 гг. составит около 250 млрд руб.
Сфера услуг в области охраны здоровья также получит достаточно много денежных вливаний. В частности, в стратегии указано намерение югорских властей создать единый многофункциональный медицинский кластер. Общий объем инвестиций в отрасль составит порядка 100 млрд рублей.
Кроме тог, в АПК Югры инвестируют 11 млрд рублей, в лесопромышленный комплекс – 14 млрд рублей, ИТ-комплекс получит 12,1 млрд рублей, а туризм – 5 млрд рублей.
Таким образом, главным источником инвестиций и, соответственно, возвращения денег в бюджет Югры по-прежнему остается нефтегазодобывающая промышленность.
Лидер фракции "Справедливая Россия" в думе ХМАО Александр Колодич в беседе с корреспондентом Накануне.RU подчеркивает, что кроме углеводородов Югра богата и другими природными ресурсами, например... дикоросами.
"У нас есть запасы клюквы, брусники, голубики – это же природные продукты без ГМО. Для округа это может стать дополнительным альтернативным источником дохода, поскольку это чистый природный продукт", - уверен Колодич.
"Нам никто не даст гарантий, что через 17 лет нефть по-прежнему будет продаваться по высокой цене, что ее не заменят альтернативные источники энергии. Мы понимаем, что у округа будут из-за этого серьезные проблемы, поскольку ХМАО очень сильно зависим от цены на нефть. Но альтернативные сферы в стратегии мало показаны, к сожалению", - добавляет Александр Колодич.
В этом вопросе его поддерживает депутат окружной думы от ЛДПР Олег Дейнека. "На мой взгляд, ориентироваться на одну нефть неправильно", - говорит он. По его словам, когда документ проходил окончательно рассмотрение, депутаты указывали, что в стратегии не отражены все проблемы округа. "Конкретно: нефть есть – есть развитие, нефти нет – нет развития. Мы считаем, что при разработке подобного документа инициатива должна идти снизу, а именно с муниципалов. Они должны были предоставить в округ свои стратегии, поскольку у нас есть территории, в которых отсутствуют нефтедобывающие или нефтеперерабатывающие сферы, и эти территории являются дотационными", - отмечает Олег Дейнека.
Именно муниципальные образования, по словам депутата Дейнеки, поверхностно отработали свои предложения в стратегию. "Качественной подготовки (инвестиционные, инновационные направления) документа, которую хотелось бы получить, мы не увидели. А хотелось бы, чтобы каждый муниципалитет предоставил свою собственную программу, свое видение развития, за счет чего будут жить. Например, торф, переработка ПНГ, или развитие каких-то современных технологий, переработка пластика, вторичных отходов. Наше мнение, что программа сырая, недоработанная до конца", - пояснил Накануне.RU позицию партии Олег Дейнека.
Политолог Александр Пирогов, оценивая стратегию социально-экономического развития Югры до 2030 года, говорит, что с точки зрения долгосрочной перспективы она имеет много факторов неопределенности.
"Сам документ – это результат влияния самых крупных лоббистов округа, а это нефтегазодобывающие компании, которые оказывают всеобъемлющее воздействие на округ, начиная от рабочих и заканчивая самыми различными объектами соцкультбыта. Мне сложно говорить, оправдан ли этот документ на долгосрочную перспективу. Нефть для ХМАО – это практически все, но нужно понимать, что в ближайшие 5-10 лет мало что изменится", - считает политолог.
Еще один политолог – Аркадий Либерман считает, что Наталья Комарова тем самым стремится попасть в сегодняшний тренд долгосрочных планов развития. "У нас сейчас модно публиковать всякие стратегии долгоиграющие, планы развития, считать, что человек может просчитывать события на 10-20 лет вперед. Поэтому здесь Наталья Комарова, можно сказать, пытается попасть в тренд, следуя за старшими товарищами и стараясь не отставать от них", - сказал Накануне.RU политолог.
"Я считаю, это достаточно смело для отдельно взятого субъекта федерации говорить о стратегии на 17 лет вперед. Кроме того, для того субъекта, вокруг которого регулярно идут разговоры об объединении с другими, что опять же модно и актуально в современной России. Я не могу с уверенностью сказать, что за 17 лет ХМАО не станет частью Тюменской области в ее историческом понимании единого субъекта. Предположу, что объединение, может, произойдет, уже в течение лет пяти. Поэтому, возможно, что большая часть этой стратегии станет неким альтернативно-историческим посланием потомкам", - добавляет Аркадий Либерман.
Депутат Тюменской областной думы от "Единой России" Сергей Козлов убежден в том, что нефтяная промышленность так и останется "локомотивом" Югры, но "готовить запасные "аэродромы"" все равно нужно.
"Я внимательно читал этот документ, даже вносил в него свои предложения по соцполитике, образованию и т.д. Поэтому насколько я знаю, в стратегии эти направления развития тоже предусмотрены. Диверсификация экономики присутствует в достаточной мере, но "нефтянка", с учетом глобальных мировых процессов, нуждается в поддержке, в серьезных научных разработках, в мощной поддержке геологии и т.д", - пояснил Накануне.RU свое мнение Сергей Козлов.
Кроме того, тюменский депутат уверен, что принятие долгосрочной стратегии снимет напряжение в обществе. "Был такой момент в Югре, когда я слышал мнение: "Мы не знаем, куда мы идем". Принятие стратегии снимет этот психологический барьер, поскольку населению всегда легче, когда они понимают, куда двигаются. Это имеет очень большой психологический эффект, поскольку и следить будет проще: сколько и чего должно быть построено, добыто и т.д. Главное, что есть вектор развития", - добавляет Сергей Козлов.