Новости
Начальник исправительной колонии №2 в Челябинске оправдан по делу об избиении заключенных
Общество | Челябинская область | Уральский ФО

Челябинский областной суд в понедельник оправдал начальника исправительной колонии № 2 Челябинска (строгий режим, Металлургический район) Дмитрия Башинского, который обвинялся в организации избиения осужденных. Ранее его оправдал суд присяжных.

Как сообщили Накануне.RU в суде, органами следствия Башинский обвинялся в организации применения незаконных мер воздействия к заключенным. Трое его подчиненных обвинялись в превышении должностных полномочий, с использованием насилия к потерпевшим и специальных средств. Заключенный Олег Гордеев обвинялся в оказании содействия сотрудникам колонии при избиении заключенного Федора Роденко, кроме того Гордеев обвинялся в убийстве Роденко. 

Дело рассматривалось с участием присяжных заседателей. Было допрошено порядка 30 свидетелей (сотрудников колонии и лиц, содержавшихся в то время в колонии, но большинство из них уже освободились из мест лишения свободы), исследованы материалы дела.

Сотрудники колонии Запорожец, Зарипов и Швецов вердиктом присяжных признаны виновными. По мнению присяжных, 2 июня 2010 года сотрудники колонии из-за отказа выполнять требования избили Роденко (при этом Роденко был связан и подвешен в камере за веревки), причинив кровоподтеки и ссадины, в дальнейшем на четыре часа поместили его в узкое помещение для хранения хозинвентаря (так называемый "стакан"). Затем Роденко перевели в камеру, куда вечером с ключами проник неустановленный человек и задушил Роденко. 

Следствие утверждало, что убийство совершил Гордеев, который был старшим дневальным штрафного изолятора, но присяжные сочли это не доказанным. Зато присяжные признали Гордеева виновным в том, что он помогал сотрудникам колонии в применении насилия к Роденко: готовил камеру, где его в дальнейшем избили, обеспечивал звукоизоляцию матрасами, готовил веревки, надел на голову Роденко штанину брюк, позже участвовал в перемещении Роденко в камеру-"стакан". 

Также сотрудник колонии Запорожец признан вердиктом присяжных виновным в причинении насилия ко второму заключенному — Калиеву (1 июня 2010 года поместил раздетого потерпевшего в непроветриваемое помещение — "кладовую", пол которого был заполнен водой с примесью хлора, где продержал 31 час, расточал в помещении слезоточивый газ из баллончика). Зарипов и Швецов оправданы по обвинению в применении насилия к Калиеву (за отсутствием события преступления — им вменялось, что они после выдворения из "кладовой" обливали потерпевшего горячей водой из пожарного шланга).

В деле фигурирует третий потерпевший Любушкин — заключенный, которого, по версии следствия, сотрудник колонии Зарипов 26 мая 2010 года по распоряжению Башинского помещал в "стакан" на период не менее 20 часов, но по этому обвинению подсудимые оправданы.

Начальник колонии Башинский обвинялся в том, что организовал применение физического насилия к двум потерпевшим, чтобы принудить их к беспрекословному выполнению требований администрации колонии. Но присяжные в этом оправдали Башинского. Вердиктом присяжных установлено лишь, что Башинский дал указания уничтожить запись с камеры видеонаблюдения в штрафном изоляторе колонии. Следствие предполагало, что это было сделано с целью сокрыть его причастность и причастность его подчиненных к совершению преступлений. Но присяжные отвергли такой мотив, поэтому судья областного суда в дальнейшем при оглашении приговора сделала вывод, что уничтожение видеозаписи в данном случае не содержит состава какого-либо преступления.

Кроме того, при вынесении вердикта присяжные заседатели большинством голосов сочли всех сотрудников колонии достойными снисхождения. Гордеев также, по мнению присяжных, заслуживает снисхождения. Судья, председательствующий в деле, учитывает это при назначении наказания.

После провозглашения присяжными вердикта в областном суде продолжилось рассмотрение дела: состоялось обсуждение последствий вердикта, выяснение обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание (эта стадия проходит уже без участия присяжных).

Потерпевший Калиев, а также супруга погибшего Роденко заявили исковые требования о компенсации морального вреда и возмещении материального ущерба (юридические услуги) — к казначейству, колонии, ГУФСИН. Калиев настаивал на компенсации более 300 тыс. руб., супруга Роденко — 880 тыс. руб. Суд признал за ними право на иски, но, поскольку требуются более подробные расчеты и мотивировка, иски будут рассмотрены в отдельном гражданском судопроизводстве.

Трое сотрудников колонии, признанных виновными, сегодня после оглашения приговора были взяты под стражу в зале суда (в последнее время они находились под подпиской о невыезде, во время следствия менее года содержались под стражей, затем под домашним арестом).

Денис Запорожец осужден на четыре с половиной года колонии общего режима, с лишением права занимать должности рядового и начальствующего состава в системе правоохранительных органов и системе исполнения наказания сроком на три года, с дополнительным наказанием в виде лишения специального звания лейтенанта внутренней службы.

Евгений Швецов и Нил Зарипов осуждены на четыре года колонии общего режима каждый. Они также лишены права занимать должности в правоохранительных органах и системе исполнения наказаний на два с половиной года. Швецов лишен специального звания старший лейтенант внутренней службы, Зарипов — специального звания старший прапорщик внутренней службы.

Заключенный Олег Гордеев осужден на три с половиной года за пособничество. Окончательно Гордееву предстоит отбыть пять с половиной лет в колонии строгого режима.

Надежда Алексеева