Аудитор Счетной палаты, проводивший проверку "Сколково", рассказал о нарушениях в иннограде и Владиславе Суркове: Они пришли из частного бизнеса, думают, что деньги сыпятся с небес, что их никто проверять не будет.
"Успешный опыт создания иноградов есть: белорусы в 2005 году начали разрабатывать нормативно-правовую базу, в 2006 году их организация начала получать доход. Мы потратили $2 млрд, а они уже заработали 1 млрд. В Минске уже в 2006 году объявлены критерии эффективности расходования госсредств, а мы от Вексельберга получаем еще только обещания разработать их к нынешнему декабрю. Так что со всех точек зрения для нас это было важно, тем более что к нам также обратились ФСБ и МВД с просьбой включить в проверку перечень вопросов.
Я думаю, что проверка была полезна в первую очередь для самого фонда. Они пришли из частного бизнеса, думают, что деньги сыпятся с небес, что их никто проверять не будет. Если вот эти 55 млрд, которые были на 1 января 2013 года выделены, направить на 14 уже имеющихся наукоградов по всей стране, то мы бы получили невероятный инновационный взрыв, который Россия еще не переживала. Там бы все ученые в такой эйфории находились, такой бы прорыв был.
Субсидии, направленные на реализацию проекта «Сколково», не имеют конкретных целевых показателей в привязке к срокам их реализации, что создает риски достоверности оценки эффективности их использования. Данная ситуация создала условия, когда часть субсидии 2010 года была направлена на покупку векселей в Мострансбанке на сумму 200 млн рублей, а также размещена на депозитах в Меткомбанке в сумме 3,5 млрд рублей, что не соответствует цели предоставления субсидии. Установлены факты передачи средств грантов юридическим лицам, не являющимся участниками проекта "Сколково". Так, значительная сумма была предоставлена в качестве гранта юрлицу, которое не является участником проекта. Речь идет о Массачусетском технологическом институте. Ему было выплачено 1,6 млрд рублей.
Также Сколтеху, юридически не являющемуся участником проекта, был предоставлен грант в размере 401 млн рублей в нарушение Положения о предоставлении грантов", - заявил Аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин "Известиям".
— Получается, бюджетные средства расходовались совершенно бесконтрольно?
— Бюджетные средства в сумме более 24 млн рублей, перечисленные фонду и перенаправленные в «дочку» — ООО «ТФК «Сколково», вкладывались в улучшение имущества третьих лиц, аффилированных с руководителем финансового департамента фонда Кирилла Луговцева. За 2011 год «Сколково» было перечислено ООО «ТФК «Сколково» 125 млн рублей, из которых фактически израсходовано 65 млн рублей, в основном на ее содержание. При этом деятельность, для осуществления которой создана компания (возмещение таможенных платежей участникам проекта и оказание им услуг таможенного представителя), в 2011 году не осуществлялась. ООО «ТФК «Сколково» был заключен договор аренды помещения площадью 167 кв. м с ООО «Ника» (фирма, аффилированная с руководителем финансового департамента фонда Луговцевым), расходы по которому составили 20,8 млн рублей. Кроме того, между ООО «ТФК «Сколково» и ООО «Бау Форвард» был заключен договор подряда на выполнение ремонтно-строительных работ офисных помещений, арендуемых ООО «ТФК «Сколково» у ООО «Ника» на сумму 3,8 млн рублей.
Также были нарушения в виде отсутствия до 10 августа 2012 года реестра договоров, заключенных фондом, отсутствия в большинстве структурных подразделений утвержденных положений о них, нет штатного расписания и приказа о его утверждении, а также коллективного договора, должностных инструкций работников фонда, соглашения или единого локального нормативного акта, устанавливающего систему оплаты труда работников.
При этом фондом были заключены договоры возмездного оказания услуг с консалтинговой компаний — ЗАО «РЕ-Финанс» («Ренова-Финанс» — «дочка» компании «Ренова», принадлежащая Виктору Вексельбергу) — о постановке и ведении бухгалтерского учета, оказанию услуг по управлению кадрами фонда, а также о формировании регистров и ведении управленческого учета и отчетности фонда. На аналогичных условиях были заключены договоры между дочерними обществами фонда и ЗАО «РЕ-Финанс». Общая сумма денежных средств, выплаченных по указанным договорам, составила более 138 млн рублей.
В нарушение требований устава фонда в 2010–2012 годах финансовый план, годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс советом фонда не утверждались. Бюджет фонда (фонд и его дочерние общества) и отчет о его исполнении в 2010 году не утверждались. В 2011 году не утверждались бюджеты дочерних обществ.
— А что за история с зарплатами руководства иннограда?
— Расходы на выплату заработной платы фонда и его дочерних обществ составили в 2010 году 75,5 млн рублей, в 2011 году — более 1 млрд рублей. При этом без издания организационно-распорядительного документа и в отсутствие предусмотренного заключенными трудовыми договорами основания фондом были совершены выплаты компенсационного характера отдельным сотрудникам фонда на общую сумму более 50 млн рублей.
— Когда-нибудь «Сколково» начнет зарабатывать?
— Начинать формировать огромную инновационную площадку, не имея нормативно-правовой базы, а самое главное, не имея вуза, смешно. Начинать такую деятельность, не имея научной площадки, глупо. На базе Гарварда создать такую площадку — это понятно, там есть лаборатории, есть фундаментальная научная база, очень жесткие правила, ты не получишь лабораторию и доллары, если не подпишешь договора, что 50% патентных прав принадлежит Гарварду.
Государство дает в большом объеме деньги и рассчитывает, что экономика, социальная сфера должны что-то получить — какие-то IT-технологии должны появиться, какой-то продукт. Вы сделайте приоритетные направления, чтобы шарлатаны не предлагали какую-то идею, которую 25 лет назад изобрели.
Я спрашивал у представителей «Сколково», на чем у вас основана уверенность, что все эти потраченные миллиарды принесут результат экономике и России, а не Израилю и прочим государствам. Может, они у нас будут разрабатывать, а внедрять будут в другие государства? Тогда надо прямо сказать, что это мировая инновационная площадка для развития мировой экономики.