Новости
Демонтаж группы Медведева становится необратимым
Политика | Центральный ФО | В России

Дмитрий Медведев продолжает терять свои позиции и процесс демонтажа его команды усиливается и становится фактически необратимым. Такой вывод читается в новом докладе экспертов "Минченко консалтинг", посвященном результатам года работы правительства Медведева, передает корреспондент Накануне.RU.

По мнению авторов доклада, конфликт между "экс-медведевцами" и "партией третьего срока Путина" никуда не исчез, напротив, он нарастает и процесс демонтажа "медведевской коалиции", сложившейся к 2007 г. ("семья" Ельцина, часть крупного бизнеса и федеральной бюрократии), и оставшихся элементов тандемократии ускоряется и, как следствие, становится необратимым.

На этом фоне любопытно положение вице-премьеров. Первый вице-премьер Игорь Шувалов стал позиционироваться как "комиссар президента" в Белом доме, и становится самостоятельным "вторым премьер-министром". Владислав Сурков демонстративно превысил полномочия и ушел в отставку, разочаровавшись (по крайней мере, так считают авторы доклада) в перспективах "медведевского проекта", Аркадий Дворкович выстраивает свою систему влияния в ТЭК, а остальные вице-премьеры значительно снизили свою активность. При этом, в самом "Политбюро 2.0" продолжает усиливаться "клан Путина", например туда вошел Аркадий Ротенберг.

В текущем составе правительства четко обозначились: команда премьер-министра (Д. Медведев, Н. Тимакова, М. Абызов, А. Коновалов, А. Дворкович), фигуры, ориентированные исключительно на Путина (А. Белоусов, И. Шувалов, В. Колокольцев, В. Мутко, А. Хлопонин, Д. Козак, С. Лавров), команда Минфина (А. Силуанов и А. Новак).

Что касается работы непосредственно кабинета министров, эксперты отмечают, что правительство Медведева было изначально поставлено в более жесткие условия, на фоне снижения результатов "Единой России" и майских указов президента. При этом, из всего состава правительства был известен лишь глава МИД, а министр обороны и министр спорта имели высокий антирейтинг. Все это привело к тому, что большая часть министров попали "под обстрел", а рейтинги правительства стали снижаться.

В то же время, происходило снижение аппаратного веса Медведева, что было связано с демонтажом тандема, атаками на Ахмеда Билалова и "Сколково". Активизировалась внутриэлитная борьба, представленная под видом борьбы с коррупцией (Анатолий Сердюков и Елена Скрынник).

Авторы доклада предлагают четыре варианта развития ситуации. Инерционный – наиболее вероятный. В этом случае, Медведев может остаться на посту, либо может быть заменен другим "техническим" премьером. В пользу сохранения во главе правительства Медведева, как это ни парадоксально, играет зафиксированное ослабление политических позиций ориентированной на него элитной группы. В его нынешнем положении ему гораздо легче будет смириться с ролью "технического" премьера. Основная угроза для Медведева в этой ситуации – затяжная атака на Дворковича, поскольку его "скамейка запасных" уже исчерпана.

Однако, возможны варианты изменения государственного курса и под каждый вариант есть свои кандидаты на пост главы правительства.

"Для спасения электоральной ситуации и социальной стабильности (если она вдруг пошатнется) может быть призван "социальный премьер" (например, Валентина Мативенко). Но такая рокировка имеет смысл только в начале нового электорального цикла. В случае серьезного обвала в экономике и реального ухудшения отношений с Западом может быть сформировано правительство либералов-реформаторов (кандидаты на роль главы такого органа власти очевидны - Кудрин и Прохоров).

Нельзя исключать и вероятность продолжения курса на консолидацию и национализацию элиты. В этом случае возможно формирование правительства "ястребов", к претендентам на лидерство в котором можно отнести Сергея Шойгу, Сергея Чемезова и Дмитрия Рогозина. Наименее вероятный вариант — это создание правительства "преемника". Сложность его реализации состоит в том, что он предполагает создание нового тандема. А тандемная схема, как показал опыт 2008-2011 гг., создает слишком серьезные структурные напряжения внутри аппарата и политической элиты", - перечисляется в докладе.

Сергей Табаринцев-Романов