Авиаудары по Сирии, которые нанес Израиль 3 и 5 мая, укладываются в традиционную схему ближневосточного агрессора. Большинство бомбежек Израиля приходится на Пасху, Рождество и Пурим.
"Можно сказать, что у Израиля это такая "хорошая традиция": на Пасху надо обязательно отбомбиться или на Рождество, что они тоже очень любят. И, действительно, крупные израильские нападения на соседние страны обычно как-то были привязаны к Пасхе, к Рождеству, иногда к еврейскому празднику Пурим. То есть как-то они таким манером это дело проецировали", – рассказал писатель Исраэль Шамир в интервью радио "Голос России".
Эксперт отмечает, что удар был нанесен по самым верным и надежным войскам и вызвал ажиотаж среди мятежников, которые надеются воспользоваться случаем и продвинуться дальше. При этом Шамир удивляется тому, насколько противоречиво выглядят сами повстанцы, исповедующие ултраисламизм и поддерживаемые США и Израилем.
"А повстанцы эти, конечно, очень странный народ. Они себя презентуют как суперисламистов, как борцов за дело пророка. Но, однако, поддержка у них - от Соединенных Штатов и Израиля. Это немножко напоминает таких, знаете, специально выращенных - и в Европе они есть - расистов, нацистов, вроде Брейвика. Которые тоже вот так говорят о величии белой расы", – проводит параллель писатель.
По словам Шамира, высказывается несколько объяснений по поводу произошедшего, которые не стыкуются между собой. А ответ здесь гораздо проще – "это просто продолжение традиционной израильской политики по отношению к соседям, то есть бомбить, когда можно. И установка какая - чтобы все вокруг были слабые, чтобы все вокруг боялись, чтобы все вокруг были устрашены".
Что касается ответных действий, то писатель отмечает, что Израиль любит рисковать, и в этом случае не сильно опасается ответа со стороны Сирии, ведущей внутреннюю войну уже почти два года. С другой стороны, вооруженный ответ со стороны Башара Асада даст повод активизировать израильское лобби и установить воздушный коридор с массовой поставкой оружия или бесполетную зону над Сирией.
В то же время нельзя исключать и такого варианта, что вооруженный ответ внешнему агрессору позволит радикализировать арабское общественное мнение и направит тех наемников, которых спонсирует Израиль, в другое русло.
"Казалось бы, открывать лишний фронт вредно. Но с другой стороны - и я думаю, что кто-нибудь из советников Башара ему это скажет, - открыть фронт против Израиля – значит радикализировать арабское общественное мнение. И тогда, может быть, многие из этих ребят, которые взяли 500 долларов и пошли воевать в Сирию, вдруг поймут, где на самом деле их место. Где надо воевать", – считает Шамир.
Писатель привел несколько примеров из истории, из которых следуют неутешительные выводы для Израиля.
В первом случае речь шла о крестовых походах, когда в то время, как крестоносцы безуспешно осаждали Дамаск, произошло возвышение Алеппо, из которого появился Саллах-ад-Дин и разбил крестоносцев.
"А вот история не такая давняя. В 1970-м году была долгая война на истощение между Израилем и Египтом. И тогда Израиль постоянно наращивал этот конфликт, думая сломить Египет. В результате Израиль проиграл войну на истощение", – напомнил эксперт.