Актуальные вопросы правовой защищенности детей-сирот обсудили на "выездных" общественных слушаниях в правительстве Свердловской области. По итогам слушаний участники подготовили резолюцию с предложениями по изменению действующего законодательства в этой сфере. В ней они обратились к Федеральному собранию РФ, правительству РФ, министерству по ЧС РФ, а также к Заксобранию Свердловской области, правительству области и органам местного самоуправления. Предложения предлагается внести в Уголовный кодекс, Кодекс РФ об административных нарушениях, Трудовой кодекс и другие законодательные акты, передает корреспондент Накануне.RU. Изменения касаются защиты прав детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также реализации их законных прав.
На сегодняшний день доля детского населения в области составляет более 18%, это значит, что из 4-миллионного населения области порядка 800 тыс. жителей – дети. Из них на учете в органах опеки и попечительства, по данным на 1 апреля этого года, состоит около 19 тыс. человек. При этом эксперты отмечают тенденцию снижения ежегодной численности детей-сирот.
Как отметил первый заместитель председателя правительства Свердловской области Владимир Власов: "В целях обеспечения реализацией детьми прав и законных интересов в области создана и постоянно совершенствуется нормативная база. Только в течение последних двух лет принято более 20 региональных нормативных актов, предусматривающих дополнительные меры социальной поддержки семей с детьми, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации". Среди таких актов - изменения в областной закон о защите прав ребенка, предусматривающий освобождение детей-сирот от платы за коммунальные услуги во время их нахождения в учреждении государственно воспитания; изменения, предусматривающие выплату единовременного пособия на проведение ремонта закрепленных за детьми-сиротами помещений в сумме 100 тыс. руб. и ряд других. Власов также отметил, что в области полным ходом идет реализация областных целевых и комплексных программ, направленных на улучшение положения семьи и детей: "Уральская семья", "Чужих детей не бывает", Стратегия действий в интересах детей в Свердловской области на 2013-2017 гг. и др.
Между тем свердловские правозащитники регулярно сталкиваются не только с нарушением имущественных прав несовершеннолетних, но и со случаями насилия в отношении детей из неблагополучных семей, беспризорников, а также воспитанников интернатов. Это и стало причиной разработки ряда предложений по изменению действующего законодательства. Общественная Палата предлагает, например, ввести дополнительный квалифицирующий признак к статье "доведение до самоубийства" в следующей редакции" "доведение несовершеннолетнего до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего", предусмотрев при этом отнесение таких дел к тяжким преступлениям. Еще одно предложение ОП - предусмотреть в УК РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях ответственности должностных лиц за необоснованное изъятие детей из семьи, лишение их свободы или иные злоупотребления в этой области.
"Необходимо конкретизировать некоторые формулировки, которые на сегодняшний день содержат оценочные суждения", - прокомментировал изменения член комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РФ Богдан Новорок. В резолюции, например, есть такие предложения, как "Внести в нормативные правовые акты официальное толкование понятие "половая зрелость", начать разработку официальных критериев определения факта наступления половозрелости у несовершеннолетних или ее отсутствия", или "нормативно закрепить определение понятий "жестокое обращение в отношении несовершеннолетних" и "психическое и физическое насилие". Богдан Новорок также заявил о необходимости изменения государственной политики в сфере освещения этих проблем: "Здесь должна быть какая-то активная рекламная кампания по освещению прав и обязанностей, которыми обладает конкретный гражданин, конкретная семья. Мы понимаем, что молодое поколение, подрастающее поколение активно пользуется интернетом, присутствует в социальных сетях, поэтому такая рекомендация органам исполнительной власти – присутствовать там и освещать свою деятельность на доступном для детей языке".
Помощником властей в разработке изменений стали добровольцы и общественники, которые являются своеобразным каналом информации между детьми и законодателями. По каналу информация шла снизу, а наверху прорабатывались пробелы в законодательстве. На пути решения проблем помощи детям-сиротам правозащитники сталкиваются с "закрытостью" детских воспитательных учреждений – нет достоверной информации о состоянии дел. "На официальных мероприятиях дети никогда не расскажут правду, как им жить в учреждении и какие у них есть проблемы, потому что официальная часть закончится, гости уедут, а им оставаться жить в этом учреждении, и расскажут они это как раз тем людям, которым доверяют - общественникам, людям из добровольческих организаций. Они знают о тех проблемах, о которых не знают аффилированные структуры", – прокомментировала проблему член совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, председатель Координационного совета союза добровольцев России Яна Лантратова.
Стоит отметить, что наряду с предложениями по изменению действующего законодательства Общественная палата предлагает создать в субъектах РФ области единый мониторинговый центр помощи пропавшим и пострадавшим детям на базе Центра психологической помощи МЧС России. Его целью должно стать объединение усилий государственных органов и гражданского общества в работе по поиску пропавших детей, профилактике и пресечению преступлений насильственного характера, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Разработанная резолюция будет передана в Законодательное собрание Свердловской области, в качестве законодательной инициативы области. Напомним, тема законодательства, касающегося детей-сирот, поднимается Общественной палатой уже несколько лет. Так, ОП является соавтором законопроекта "Об общественном контроле за учреждениями для детей-сирот", который в настоящее время находится на рассмотрении Государственной Думы РФ. О положительных результатах деятельности в этой сфере говорят реальные факты: количество детей, оставленных без попечительства, за 5 лет снизилось в 2 раза (2 тыс. 180 человек - в 2012 г., 4 тыс. 636 человек - в 2007), преступность среди несовершеннолетних за последние 10 лет снизилась на 67%, вдвое сократилось количество оставленных детей (156 – в 2012 г. по сравнению с 300 – в 2008 г.).
Ирина Гордеева