Президент Владимир Путин, выступая на ПМЭФ, заявил: 450 млрд рублей из Фонда национального благосостояния пойдут на инфраструктурные проекты. Половина финансового "неприкосновенного запаса" будет инвестирована в такие проекты, как строительство высокоскоростной железной магистрали Москва-Казань, ЦКАД, Транссиб.
Президент отметил, что уже давно ведется дискуссия об использовании отечественных финансовых резервов, одним из которых является Фонд национального благосостояния. "Эти средства должны работать на российскую экономику, их нельзя растрачивать по мелочам на несуществующие программы, а следует направлять только на проекты, которые меняют облик страны", - заявил Владимир Путин.
Эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов считает, что в сложной экономической ситуации не стоит держаться за денежные запасы средств. Развитие инфраструктурных проектов может стать драйвером роста всей экономики, рассказал он корреспонденту Накануне.RU.
"Субъективная проблема кроется в коррупционной составляющей, и с этим связаны определенные риски. Деньги будут направлены, но до экономики они могут не дойти. Эффективный механизм, который в частности обсуждался на Петербургском экономическом форуме, – инфраструктурные облигации, которые существуют в Китае. Они позволяют напрямую заливать средства в проект, минимизируя их контакт с чиновниками. Для введения такой же системы в России, необходимо разрабатывать нормативно-правовую базу", – отметил эксперт.
Поддерживает инициативу президента доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. Накануне.RU он рассказал, что об улучшении инфраструктуры, как о методе поднятия реального сектора экономики, говорили еще 15 лет назад.
"Это решение, безусловно, правильное. С помощью реализации инфраструктурных проектов, которые бы задействовали максимальное число отечественных производителей, можно возродить реальный сектор экономики, главное – задействовать как можно больше отечественных производителей. Одно дело, если при строительстве скоростных магистралей мы будем закупать "Сапсаны" за рубежом, как мы это сделаем сейчас, и совсем другое, если попытаемся наладить свое производство. Важно и то, какой объем средств частных инвесторов будет привлечен, кто будет контролировать строительство, в какой срок произойдет реализация проекта, кто будет исполнителем – в эти детали президент не вдавался".
Исследователь экономической политики России, публицист Андрей Паршев говорит о наступившем инфраструктурном кризисе. Накануне.RU он пояснил, что резервный фонд – единственно возможный источник финансирования масштабных проектов в этой сфере.
"Найдено одно из решений старой проблемы: на что расходовать резервы. Их обязательно надо использовать, а не бесконечно хранить. Предыдущие 20 лет экономика не вспоминала об инфраструктуре, потому что находились другие статьи расходов. Теперь требуются серьезные вложения, средств в бюджетах всех уровней на это нет. Наша экономика - сырьевая, из-за колеблющихся мировых цен на нефть поступления в бюджет нестабильны. И президент принял неизбежное решение – взять деньги из резервного фонда, поскольку других источников нет", – рассказал Паршев.
Выступая на ПМЭФ, Путин попросил правительство России в ближайшее время сформировать конкретные механизмы реализации таких проектов с просчитанными документами.
Алена Ласкутова