Новости
Громкие дела журналистов: шантаж, вымогательство, клевета. СПРАВКА
Общество | В России

Российского журналиста непросто припереть к стенке - от "обиженных" героев новостей его эффективно защищает закон  "О СМИ" и цеховое братство. Однако, история знает несколько примеров громких уголовных дел, когда преступления журналистов сводились к банальной денежной кормушке - мошенничеству, вымогательству и шантажу. Впрочем, журналисты зачастую считают, что претензии к ним - чисто профессиональные, а также играют роль личные обиды представителей власти.

Журналист: Олег Лурье.
Город: Москва
Обвинение: Вымогательство
Приговор: 8 лет колонии строгого режима,200 тысяч рублей штрафа.

По данным следствия, в 2006 году Лурье, являясь гендиректором издательского дома ООО "Алиса Инвест", угрожал сенатору Владимиру Слуцкеру опубликовать ложные сведения, порочащие его репутацию и репутацию его жены Ольги Слуцкер. За то, чтобы не размещать провокационный материал, Лурье потребовал передать ему 50 тысяч долларов. По версии следствия, когда женщина отказалась передать ему деньги, журналист опубликовал недостоверную информацию на одном из интернет-сайтов, а через пять месяцев вновь предпринял попытку вымогательства взятки теперь уже у супруга потерпевшей. Приговор оглашен в 2009 году. Позже приговор изменен на 4 года лишения свободы. В 2011 году Лурье вышел на свободу.

Журналист: Ирек Муртазин.
Город: Казань, Татарстан.
Обвинение: Нарушение неприкосновенности частной жизни, Клевета, Унижение достоинства.
Приговор: 1 год и 9 месяцев колонии-поселения

12 сентября 2008 года журналист Ирек Муртазин разместил в своем блоге информацию о том, что Минтимер Шаймиев, являвшийся тогда президентом Татарстана, скончался. Эти слухи вызвали 12 сентября обвала акций компании "Татнефть". 15 сентября 2008 начался обвал рынка всех крупных российских акций. В августе 2009 года в Кировском райсуде Казани начались слушания по обвинению Муртазина в клевете, нарушении неприкосновенности частной жизни и унижении человеческого достоинства. В ноябре 2009 года суд оправдал Муртазина по части 1 статьи 137 УК РФ, однако он был признан виновным в клевете и в возбуждении ненависти или вражды по признакам принадлежности к какой-либо социальной группе. Впервые "представители власти" были признаны судом "социальной группой". Приговор был вынесен в 2009 году. Сейчас Муртазин работает в "Новой газете".

Журналист: Алефтина Донгур-оол.
Город: Кызыл, Тыва
Обвинение: Покушение на мошенничество.
Приговор: 3 года колонии-поселения.

Перед выборами в органы местного самоуправления Тувы, Алефтина Донгур-оол рассказала родственнице и знакомому, которые собирались участвовать в избирательной кампании, что в одной из местных газет якобы выйдет компрометирующий материал про них. Журналистка назвала фамилии заказчиков публикации и пообещала потерпевшим, что она может не допустить выхода публикации, если каждый из них заплатит ей по 20 тысяч рублей. После этого Донгур-оол, зная о том, что никакого заказного компрометирующего материала нет, получила от них деньги, сообщила, что она договорилась с заказчиками, и публикации не будет. Осужденная известна в Туве тем, что на протяжении длительного времени размещала статьи скандального характера в региональной газете. Приговор вынесен в мае 2013 года.

Журналист: Александр Толмачев.
Город: Ростов-на-Дону
Обвинение: Вымогательство.
Приговор: Не вынесен.

Журналиста Александра Толмачева обвиняют в вымогательстве денежных средств у ряда предпринимателей. Мнения ростовской общественности и журналистского сообщества о Толмачеве рознятся. Одни утверждают, что он стойкий борец с коррупцией в судейских рядах. Другие обвиняют Толмачева в том, что боря коррупцию, он не забывал и про свое благосостояние. Бесспорно одно – Толмачева обвиняют в попытке вымогательства путем угрозы опубликования в его газете компометирующих материалов в отношении заявителей по его делу. На текущий момент Толмачева обвиняют в вымогательстве денежных средств по 4 эпизодам. Общая сумма – 8,5 млн рублей. Приговор не вынесен, суд начался месяц назад.

Журналист: Аксана (Оксана) Панова.
Город: Екатеринбург.
Обвинение: Выведение средств, Вымогательство в крупном и особо крупном размере, Мошенничество.
Приговор: Условный с запретом заниматься деятельностью на два года.

Бывшему директору и шеф-редактору Ura.ru Пановой предъявлено обвинение в совершении 4 преступлений: "использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации" - по факту того, что она перечислила со счета возглавляемого ей интернет-портала на счета номинальных организаций, обналичила и затем потратила на личные нужды более 12 млн рублей; "вымогательство в целях получения имущества в особо крупном размере", "вымогательство в крупном размере" по фактам вымогательства денежных средств у предпринимателей под угрозой распространения порочащих сведений; "мошенничество с использованием своего служебного положения", по факту хищения 100 тыс. рублей при заключении договора с коммерческой организацией об информационном сопровождении. Часть обвинений в процессе суда была снята.

Журналист: Владимир Кантемир.
Город: Чита
Обвинение: Вымогательство, Шантаж, Нарушение неприкосновенности частной жизни.
Приговор: Не вынесен.

Депутат регионального заксобрания Олег Куренков обвинил редактора читинской "Вечорки" Владимира Кантемира в вымогательстве. "Он (редактор газеты Владимир Кантемир — ред. ) публикует в "Вечорке" чего хочет. Недоказанные судом факты. Я написал заявление о возбуждении уголовного дела по поводу нескольких публикаций. Кроме того, готовлю иск о защите чести и деловой репутации. Но главное, он требовал деньги, чтобы не публиковать эти статьи. А это уже шантаж - пусть и отвечает за шантаж", — сказал Куренков.  Известно о возбуждении дела по статье "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Ранее, летом 2012 года, краевой суд обязал Владимира Кантемира выплатить 30 тысяч рублей депутату заксобрания Сергею Сутурину и 50 тысяч — крайкому КПРФ за публикацию. Суд второй инстанции расценил высказывание о коллаборационизме оценочным суждением, а сравнение акций КПРФ с гей-парадами — оскорбительной критикой. Изначально депутат оценил причинённый вред в 500 тысяч рублей.

Информация подготовлена по материалам из открытых источников