Новости
"ЛУКОЙЛ" прогнозирует рост спроса на нефть и газ к 2025 году, при этом европейский рынок будет стагнировать
Экономика | Ханты-Мансийский АО - Югра | Уральский ФО | В России

Впервые российские нефтяники озвучили прогнозы развития глобальных рынков нефти и газа. Горизонт планирования недалекий, зато ясны перспективы. Обнародовав обзор основных тенденций развития глобальных рынков нефти и газа до 2025 года, компания "ЛУКОЙЛ" создала прецедент среди российских фирм. До нее свое видение рынка не представляла ни одна отечественная компания.

Презентовал отчет нефтегазовому сообществу вице-президент "ЛУКОЙЛа" Леонид Федун. Обзор, опубликованный на днях, подготовлен для анализа тенденций, которые, по мнению аналитиков компании, являются определяющими для мировых рынков нефти и газа, пояснили в Накануне.RU в пресс-службе компании.

В отчете "ЛУКОЙЛ" анализирует ситуацию на мировом рынке нефти и газа. По мнению аналитиков компании, европейская нефтепереработка переживает системный кризис. Снижение импорта бензинов США и ввод новых высокоэффективных мощностей НПЗ на Ближнем Востоке и в Азии будут длительное время оказывать негативное влияние на экономику европейских НПЗ. 
По животрепещущему вопросу добычи сланцевой нефти в США компания высказалась довольно сглаженно. В отчете сказано: рост добычи нефти в Северной Америке не приведет к обвалу цен на нефть на мировом рынке. Но, в то же время, существующие методы оценки запасов сланцевой нефти допускают значительную неопределенность, поэтому необходимо с осторожностью оценивать потенциал роста добычи в США. Ряд факторов, среди которых растущая стоимость восполнения запасов, балансирующая роль ОПЕК и ослабление доллара, окажут поддержку ценам на нефть в среднесрочной перспективе.

В то же время, анализируя состояние российского рынка, "ЛУКОЙЛ" делает оптимистичные прогнозы. В компании уверены, что сохранится тенденция к росту мирового спроса на нефть и газ К 2025 г. мировой спрос на нефть вырастет на 1, 2 % и составит 38,3 млрд барр. Спрос на газ увеличится на 2,2%, и дойдет до отметки 4,5 трлн куб. м. Драйверами станут рост населения и формирование потребительского класса в Азии, где произойдет автомобилизация населения. Традиционный для России европейский рынок продолжит стагнировать. Цена на нефть ниже психологической планки – 100 долларов за баррель – не опустится.

Эксперты рынка склонны полагать, что такая оптимистичная картина несколько приукрашена. "ЛУКОЙЛ" недооценивает распространение в будущем электромобилей, для которых бензин и вовсе не нужен. А также компания умалчивает о идущей модернизации производств, в результате которой существенно снизится выпуск мазута, и внутренний рынок будет перенасыщен бензином. Что в этих условиях будут делать компании: сокращать переработку или искать новые рынки сбыта – об этом аналитики не отчитались.

"ЛУКОЙЛ" считает, что российскую нефтепереработку ждет значительная модернизация, однако риски дефицита автомобильных бензинов сохраняются. Предпринятые правительством РФ меры будут способствовать повышению глубины переработки отечественных НПЗ. Тем не менее, баланс на рынке автомобильных бензинов будет оставаться достаточно напряженным до 2016-2017 годов. Специалисты считают, что введение налога на добавочный доход поможет росту инвестиций в технологии и увеличению добычи нефти. "ЛУКОЙЛ" говорит о необходимости господдержки. Благодаря адресным льготам, предоставленным в 2011-1011 годах, удалось стабилизировать добычу на уровне 500-510 млн тонн в год.

Основной вызов для газовой отрасли России, по мнению "ЛУКОЙЛА", – обеспечение рынков сбыта. Конкуренция на международных рынках природного газа будет усиливаться. Для развития газодобычи в России необходимо обеспечить выход российских компаний на растущие рынки сбыта.

Аналитик "Сбербанк CIB" Валерий Нестеров отмечает, что выводы, указанные в докладе, не ушли далеко от реальности, они отображают сложившиеся тренды. Но, в то же время, видна некоторая ангажированность отчета: "ЛУКОЙЛ" оказался первопроходцем, возможно потому, что это частная и более гибкая структура. Некоторые критикуют компанию за то, что горизонт планирования не слишком далекий, но в этом есть преимущество: бизнес волнует именно перспективы на ближайшие 10-15 лет.

Есть некоторый оптимизм в цифрах. Так, едва ли можно рассчитывать на добычу к 2025 году 20-25 млн тонн нефти на Арктическом шельфе, учитывая, что там есть только месторождения "Газпрома". Спорным является ориентир на рост цен на газ и нефть – его не будет точно. Стоит понимать, что в любом прогнозе есть поправка на того, кто "заказывает музыку", так или иначе, делается упор на его интересы. Но опыт публичного представления прогнозов, конечно, позитивный".

Эксперты считают, что примеру "ЛУКОЙЛа" стоит последовать другим крупным игрокам рынка.

Алена Ласкутова