Новости
Минпромторг запустит в серию новый экраноплан "Стерх"
Экономика | В России

В России создали новый экраноплан. Проект машины под названием "Стерх-10" изготовило ООО ЭО "Орион" по заказу Минпромторга. Прототип машины готовят к спуску на воду и к первому полету, который запланирован на начало августа, рассказал "Известиям" председатель ассоциации "Экраноплан" Юрий Варакосов. Инициатива с названием исходит от министерства - именно такое название экраноплана было изначально заложено в технической документации заказа. На разработку опытного экземпляра министерство выделило около 70 млн рублей.

Машина массой 10 тонн рассчитана для полетов на высоте до 6 метров и способна перевозить до 20 человек. При этом самый экономичный режим полета на высоте от 0,8 до 1,5 метра, где экранный эффект наиболее значительный. В отличие от катеров, экраноплан может летать надо льдом, снегом и торосами.

Однако в Минпромторге признают, что с заказчиками пока проблема.

- Экранопланы с советских времен не заказывает ни одно ведомство - ни Минобороны, ни Минтранс, ни Газпром, все ждут результатов разработок. Пока экраноплан реально пытаются применить только пограничники (Пограничная служба ФСБ), - пояснил замдиректора Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Андрей Курносов.

В то же время он отметил, что с просьбой ускорить разработку экранопланов для Арктики в Минопромторг обратился президент республики Якутия (Соха) Егор Борисов. "Он считает, что в его условиях это очень удачный вид транспорта, - пояснил Курносов. - В отличие от самолетов, экраноплану не нужна аэродромная сеть, он более экономичный и неприхотливый к погодным условиям.

Вице-президент Академии геополитических проблем, капитан первого ранга запаса Константин Сивков пояснил изданию, что экраноплан должен быть востребован военными.

"С военной точки зрения, экраноплан невозможно уничтожить ни противосамолетными ракетами, поскольку он слишком низко для них летит, ни противокорабельными, потому что он не касается воды и двигается слишком быстро. Кроме того, за счет экрана грузоподъемность экранопланов значительно выше, чем у самолетов с таким же расходом топлива", - пояснил Сивков.

Согласно техническому заданию Минпромторга "Стерх" должен в 2015 году заменить старые пассажирские самолеты Ан-28 и Ан-24.

"Стерх-10" выполнен по формуле катамарана и отличается от советских "каспийских монстров", которые сделаны в виде "летающих лодок". Кроме того, часть элементов выполнена у него из композитных материалов. "Стерх" должен отрываться от воды или льда на скорости и развивать крейсерскую скорость 250 км/ч.

В "Стерхе-10" планируется реализация сразу нескольких режимов движения (глиссирование, водоизмещающий, а также амфибийный выход на необорудованную поверхность).

Экранопланы – амфибийное скоростное транспортное средство, использующее для полета "эффект экрана" - давление воздуха над поверхностью воды или суши, которое увеличивает подъемную силу крыла в несколько раз. Они летают на высоте нескольких метров над любой гладкой поверхностью – водой, льдом, тундрой, степью. Экраноплан в 2-3 раза экономичнее самолета и почти в 10 раз быстрее корабля. "Эффект экрана" был открыт в 20-х годах прошлого века. В начале 60-х Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях под руководством Ростислава Алексеева был создан первый опытный образец экраноплана. В 1972 году свет увидел первый военный экранолет “Орленок”, в 1987 году был создан экраноплан-ракетоносец “Лунь”.