Накануне в Уфе прошел круглый стол на тему "Промышленность и сельское хозяйство России. Есть ли выход из кризиса?". Инициаторами события выступили Межрегиональная Общественная организация "Индустриальное сообщество", Институт повышения квалификации профсоюзных кадров Республики Башкортостан и Партия Дела. Целью круглого стола, по замыслу организаторов, было привлечение общественности к проблеме деиндустриализации страны, представление программ по выходу отраслей из кризиса, а также привлечение сторонников в партию, которая выступает за развитие реального сектора экономики.
С приветственным словом к участникам круглого стола обратился писатель, публицист Максим Калашников. По его мнению, промышленность и сельское хозяйство существуют сегодня не благодаря Правительству Российской Федерации, а вопреки ей. Непродуманное вступление в ВТО стало спусковым крючком новой волны деиндустиализации, подчеркнул Калашников. Все это происходит на фоне риторики власти о необходимости создания новых 25 млн рабочих мест. "Мы наблюдаем некую раздвоенность, в медицине мы ее называем шизофрения, когда на словах говорится одно, а на деле происходит совершенно другое", - возмутился эксперт.
Калашников также считает, что нынешний момент уникальный, потому что "мы присутствуем при затянувшейся с 1998 года агонии неолиберального эксперимента рыночного фундаментализма". Он уточнил, что этот проект "рыночных реформ" был направлен на деиндустриализацию страны, на уничтожение отечественной промышленности и превращение Российской Федерации в чисто сырьевой придаток. "Все было нацелено на деиндустриализацию по принципу – остается только сырье, все остальное мы покупаем за границей. Неолиберальные монетаристы, которые пришли к власти в конце 1991 года, считали, что вся советская промышленность – это неконкурентоспособный совок, который только вычитает стоимость из сырья, но не добавляет", - подчеркнул Калашников. Эксперт пояснил, что во времена Союза были высокотехнологические отрасли, которые надо было продолжать развивать.
"В связи с вступлением в ВТО наши границы открываются для импортных товаров и импортных услуг. Безусловно, отечественная промышленность, пережившая не очень легкие времена, обрекается на поражение в конкурентной борьбе. Из-за границы приходят очень сильные игроки, у которых меры поддержки в 10 раз сильнее и эффективнее, чем у наших", - считает Калашников. Но наводнение страны чужими товарами и услугами - это только первая волна. Будет и вторая волна "ВТОизации" страны, рассказал эксперт, когда иностранные фирмы начнут претендовать на бюджеты госзаказов, на социальные заказы. Т.е. они могут освоить и государственный спрос. Таков конец эксперимента, который длился 22 года.
Калашников считает, что промышленность спасти еще можно и приводел в пример президента Промышленного союза "Новое Содружество", совладельца завода "Ростсельмаш", лидера Партии Дела Константина Бабкина, который вместе с друзьями сумел спасти завод. "Его опыт очень ценен и изложен им в книге "Разумная промышленная политика или Как нам выйти из кризиса". Он спасал промышленность в условиях рыночной экономики. Кроме этого, у него есть активы в других странах, например, в Канаде. В своей книге Константин Бабкин сравнил условия поддержки производителя в России и других странах. Разница оказалась колоссальной как по кредитным ставкам, по субсидиям, поддержке НИОКР и в целом по промышленной политике стран. Книга стала программой Партии Дела", - уточнил эксперт.
Также важным проектом партии Дела стала "Дорожная карта развития сельского хозяйства России до 2020 года". Суть ее в том, рассказал Максим Калашников, чтобы сделать "вторую ногу российской экономике", помимо нефтегазовой, путем ввода в оборот 40 млн га заброшенных земель, переработки сельхозпродукции в собственной стране, с тем, чтобы обеспечить продовольственную безопасность.
"Другие партии больше нацелены на оптимизацию политических моментов, а стране нужна партия реального сектора, куда войдут не только бизнесмены, но и мощные объединения, которые кровно связаны с реальным сектором, нужен блок профсоюзов, поскольку пришли "терминаторы", которые могут съесть и менеджеров, работников производства и, вообще, рабочие места", - заключил Калашников.
О необходимости общей комплексной программы по развитию реального сектора и волевого руководства рассказал экономист, публицист Вазген Авагян. Он напомнил собравшимся, что Советский Союз был великим государством, и следовало бы оставить социалистическую систему.
На переломном моменте стране потребуются новые кадры с опытом работы, такой вывод сделали участники круглого стола. О том, как готовить кадры рассказала руководитель отдела учебных программ ОАО "ИнфоТеКС", доктор педагогических наук Анна Чефранова. "Одна из ошибок в сфере образования – уничтожение средне-технического образования", - подчеркнула Чефранова. Эксперт пояснила, что сегодня в стране не хватает механиков, слесарей, а в Липецкой области – комбайнеров. Зато много менеджеров и банкиров. По ее мнению, надо использовать потенциал кадров ВУЗов, которым не безразличен потенциал России.
О проблеме модернизации профсоюзов рассказал ректор Института повышения квалификации профсоюзных кадров РБ, доктор социологических наук, профессор Гали Галиев. Он констатировал, что надежды на прогрессивную трансформацию, модернизацию профсоюзов сегодня – утопичны.
"Не получается и с созданием собственной партии. Вряд ли нынешняя олигархия позволит возникнуть и окрепнуть такой партии трудящихся, которая сможет победить на выборах. Надо держать курс на формирование непарламентской партии", - заключил Гали Галиев.