Дмитрий Пономаренко и Дмитрий Нестеров попытались разобраться в скандальной ситуации вокруг вручаемого в МХЛ кубка Харламова и носящего имя легендарного хоккеиста дивизиона КХЛ.
Из блога "ПОХРУСТИМ ЛЕДКОМ? О хоккее - начистоту!" (мнение Дмитрия Пономаренко)
Рубанула по мозгам новость – наследники Харламова требуют денег от МХЛ и КХЛ за использование имени своего великого отца. Речь идет о Кубке Харламова (МХЛ) и Дивизионе Харламова в Восточной конференции КХЛ. В МХЛ уже готовы убрать Харламова из название Кубка.
И вроде все по закону. Появилась некая патентная компания, которая обладает правами на использование имени Харламова. Кстати, предполагаю, что появилась она не с бухты-барахты. А во время создания фильма "Легенда №17". В кинобизнесе за такими вещами следят строго – иначе хлопот потом не оберешься.
Но с кино все понятно. Кино зарабатывает деньги. И уже заработало, сняв фильм о нашем самом знаменитом хоккейном форварде. Другое дело – хоккей.
Ну, давайте по-честному. Что изменилось бы, если бы один из дивизионов КХЛ носил бы имя не Харламова, а Тихонова, Фетисова, Мальцева, Макарова… Продолжать можно долго.
Такая же история и с Кубком Харламова. Неужели за главный трофей МХЛ юниоры сражались бы с меньшим азартом, носи он другое имя? Чушь! С таким же успехом. Кубок мог носить название не только героев прошлого, но и нынешних игроков. Я бы на месте руководства МХЛ всерьез задумался над этим. Ведь Харламов для нынешних пацанов именно легенда. А по возрасту дедушка, если не прадедушка. Им куда больше подошел Кубок Малкина, Овечкина, Дацюка. Если подвести еще и политическую платформу – то однозначно Ковальчука (за возвращение в Россию и разрыв контракта в НХЛ).
Если разобраться, то еще большой вопрос - кто кому денег должен? Лиги - наследникам Харламова. Или, наоборот, родственники Валерия Борисовича – лигам, за память их знаменитому предку. Ведь далеко не во всех видах спорта все обстоит так же хорошо, как в хоккее. Многие герои прошлых Олимпиад и чемпионатов мира забыты напрочь. А Харламова, в том числе благодаря КХЛ и МХЛ, вся страна знает. Потому и фильм сняли именно про него, а не про Михайлова, Якушева, Петрова, Мальцева и других участников Суперсерии-72. Хотя у каждого из них – своя не менее интересная хоккейная судьба.
Если по человечески – в лигах таким образом просто почтили память великого форварда. А если перевести эту фразу на коммерческий язык – сделали ему бесплатную рекламу, создав из него не просто знаменитого игрока, но чуть ли не символ всего нашего хоккея.
Надо ли платить деньги (по слухам, весьма немалые, речь идет о миллионах долларов) за использование имени Харламова? Наверняка лиги (КХЛ и МХЛ) никогда на это не пойдут. Тем более, что их пытаются сейчас обязать платить задним числом – за прошедшие четыре года.
Что произойдет, если в ходе этих коммерческих или даже судебных разбирательств имя Харламова исчезнет из названий Кубков и Дивизионов? Кто от этого выиграет? Никто. Посещаемость матчей, уверен, не упадет. Просто в душе останется грязный, неприятный и даже стыдный осадок. Даже не знаю за кого. Наверное, за то, что ничего святого в нашей жизни действительно не осталось…
Из блога "Хорошо болеть за мясо?" (Мнение Дмитрия Нестерова)
Вчера мы узнали, что главный трофей Молодежной хоккейной лиги лишился имени. За всей юридической казуистикой, которой с каждой минутой становится все больше, скрывается очевидное: родственники великого хоккеиста либо сами, либо через подкованных в этих делах представителей хотят заработать на имени Валерия Борисовича. Давайте отставим уже разговоры о кощунстве и о том, что он, наверное, уже три раза перевернулся в гробу. Есть закон. Справедливый или нет - вопрос десятый. И МХЛ надо как-то выходить из ситуации.
Снова на первый план выходит фильм "Легенда №17". Понятно, что все началось из-за него. Наверняка создатели картины перед тем, как приступить к работе, договорились с родственниками Харламова и оформили право использования фамилии в лучшем виде. Коммерческий успех и резонанс от фильма можно было легко предвидеть. По-моему, высказавших о нем мнение больше, чем посмотревших его. Настало время получать дивиденды с узаконенного права. Тем более, когда деньги можно снять с таких солидных организаций, как МХЛ и КХЛ (в главной лиге есть ведь дивизион Харламова). Так почему и не снять?
А нашим хоккейным лигам ничего не остается, как расплачиваться за собственную недальновидность. Предполагаю, что босс Высшей лиги Герман Скоропупов выдохнул с облегчением, прочитав вчера новость о Кубке Харламова. И еще раз порадовался, что ему в голову в свое время пришло красивое старинное слово "Братина". Именно так главный трофей ВХЛ называется. И уж ее никто у лиги не отберет.
КХЛ наверняка сможет договориться с правообладателями, и Дивизион Харламова название сохранит. Но может и на принцип пойти. В конце концов, великих хоккеистов у нас много и не у всех такие ушлые родственники. Дивизион переименовать – ерунда, никто и не заметит.
А вот с Молодежной лигой все гораздо сложнее. Уже сейчас слова ее управляющего директора Дмитрия Ефимова о том, что "…наш главный трофей с первого дня был Кубком Победителя Чемпионата МХЛ, но носил имя Валерия Харламова" выглядят оправданием. И тех солидных денег, которые требуют за имя, у лиги, скорее всего, нет. Между тем, МХЛ начинает пятый сезон, и болельщики уже успели привыкнуть к названию кубка. Именно к Кубку Харламова, а не к тому, которое с первого раза не выговоришь. И терять его лига, конечно, не хочет.
Обидно, что мы, активно позиционируя себя как профессиональные (первые, вторые в мире) хоккейные лиги, не задумываемся над такими простыми вопросами. И не предполагаем, что вдруг настанет время и придет некий человек, вытащит документ и заявит права на то, что мы без сомнений считали своим. Нам захочется его раздавить, как клопа, марающего святое. Но на его стороне закон, и он, на самом деле, как тот "гаишник". "Вы превысили скорость. – Я больше не буду. – А больше и не надо". И достает протокол.
И теперь, скорее всего, МХЛ придется подключать административный ресурс. Дмитрию Ефимову идти в высокие кабинеты. Всем известно, кто у нас недавно заболел хоккеем, встал на коньки. Совсем скоро Олимпиада, да и тема развития и популяризации молодежного хоккея – выигрышная. Так что идти, брать с собой графики увеличения посещаемости, прочие отчеты об успехах МХЛ, заслуженного Владимира Юрзинова и доказывать необходимость сохранения имени Харламова. Если подействует – вопрос решится. Или правообладатели подвинутся в цене весьма значительно, или еще что-нибудь произойдет. Указания сверху у нас не игнорируются. Чревато.
Правда, наверняка есть и другие выходы. Ну вот, к примеру. Можно договориться с известным шоуменом Гариком Харламовым. Наверняка он не станет ломить заоблачную цену. Записать его фамилию в уставных документах МХЛ, все равно их никто не читает, и пусть потом юристы копья ломают и решают, чья там на кубке фигура. Абсурд? А куда мы без него?…