Новости
Ливанов заявил, что Фортов - лицемер, ученые - архаичные коррупционеры, а в отставку он не уйдет
Политика

Накануне министр образования и науки Дмитрий Ливанов непринужденно поведал "Известиям" о реформе РАН, о лицемерии Фортова, об ученых, которые обзавелись элитными квартирами, и пропавшем имуществе Академии наук.

28 июня правительство внесло в Госдуму законопроект о реформе Российской академии наук (РАН). Предлагается создать новую структуру, объединяющую РАН, Российскую академию сельскохозяйственных наук и Российскую академию медицинских наук, и государственное агентство, управляющее имуществом этих организаций. Проект закона вызвал непонимание у академиков РАН и ее президента Владимира Фортова, который обвинил Минобрнауки и правительство в убийстве российской науки.


В самом начале интервью господин Ливанов неожиданно опроверг сам себя: так, если буквально пару дней назад он с ясным взором и кристальной честностью в глазах убеждал общественность, что он лично никакого участия в разработке этого скандального законопроекта не принимал, и "даже за спиной не стоял", то накануне г-н министр, переобувшись в прыжке, бодро заявил, что он имел к нему самое что ни на есть непосредственное отношение. Внезапно оказалось, что Ливанов, по его же собственным словам, "Не просто читал, а помню каждую его статью практически наизусть. Принципиально новых идей законопроект не содержит, всё это давно обсуждалось. Обсуждения происходили в течение последних лет, в каких-то я участвовал, а в каких-то — нет". То есть, тем самым г-н Ливанов дал ясно и недвусмысленно понять, что в одном из двух случаев он выдал общественности, депутатам и СМИ откровенную ложь, так как два его заявления, сделанные последовательно в течение буквально нескольких дней, прямо противоречат друг другу.

Далее господин Ливанов категорично заявил, что РАН в том виде, в котором она существует в 2013 году, существовать не может — из-за ее архаичности и неэффективности. Тем самым г-н Ливанов фактически приравнял РАН и российских ученых ко всему российскому народу, который, как было озвучено уже давно, тоже безобразно архаичен, неэффективен и потому к модернизации совершенно негоден.

Затем г-н Ливанов, ничтоже сумняшеся, обвинил ученых в том, что они якобы сами отказались от обсуждения законопроекта: "Я не могу принять упреки, что мы не пытались наладить диалог. Не мы отказались от обсуждения с ними будущих реформ, а они сами отказались от диалога, повернувшись спиной и отойдя в сторону".

После чего министр совершенно по-хамски обвинил президента РАН в лицемерии: "Сейчас Фортов повторяет слова, которые я говорил в свое время, что РАН нуждается в реформах и она несовременна. Я считаю, что его нынешнее поведение — просто лицемерие и никаких реформ, если бы Фортов остался президентом, "старой" РАН не было. Это хорошая мина при плохой игре".

А на прямой вопрос журналиста: "Может, вам просто понадобилось имущество академии, а всё остальное для отвода глаз?", г-н Ливанов ответил с ясной и кристально незамутненной зачатками разума позиции ученика школы для детей с ограниченными умственными способностями или, что часто совпадает, с позиции современного российского эффективного менеджера: "Для научной деятельности вопрос недвижимости не является первостепенным". Тем самым косвенно подтвердив тезис, который и вызывает больше всего опасений и нареканий у российской (и не только научной) общественности.

Естественно, что немедленно после этого он принялся обличать ученых и академиков в неэффективности, в коррупционности и прочих прегрешениях: "Больше половины объектов недвижимости вообще не зарегистрировано, нанесен серьезный ущерб земельным участкам, которые были ранее во владении академий наук. Огромное количество нарушений зафиксировано в актах Счетной палаты и других проверяющих органов. А с другой стороны, некоторые члены президиума РАН и их родственники обзавелись элитными квартирами в домах, построенных на землях академических институтов".

"В вузах система качества управления имуществом гораздо выше, чем в академии. Вот смотрите, у российских вузов, подведомственных Минобрнауки, более 80% объектов недвижимости занесено в реестр, а у РАН только 44%. Это говорит о том, что функции учредителя и управления имуществом федеральный орган исполнительной власти станет исполнять гораздо эффективнее".

А в конце интервью Ливанову был задан прямой вопрос о его возможной отставке:

— Вас обвиняют уже практически все — депутаты, общественность, академическое сообщество. В этой ситуации не было бы верным решением — честно признаться, что с работой не справились, и подать в отставку?

На что г-н Ливанов ответил бодро и уверенно, прямо заявив, что на мнения "депутатов, общественности, академическое сообщества" ему глубоко наплевать: "Я исхожу из того, что у меня есть два работодателя — председатель правительства и президент. И если они будут недовольны моей работой, то моя деятельность в качестве министра завершится. Пока я таких сигналов не получаю".

Андрей Николаев