Информационный шум вокруг строительства второго путепровода через Транссиб в Ишиме не утихает с начала года - с того момента как в городе провели публичные слушания относительно необходимости его строительства и месторасположения. И если по первому пункту споров не было – путепровод необходим городу как воздух, то второй пункт поделил жителей города на две неравные части. Против стройки выступили жители домов, которые попадают в зону грядущего строительства. Их главные аргументы – новая транспортная ветка не предусмотрена генеральным планом развития города, кроме этого, строительные работы и увеличение транспортного потока, в том числе и транзитного, доставят неудобства жителям близлежащих домов, передает корреспондент Накануне.RU.
Между тем, по мнению экспертов областного главного управления строительства, путепровод в створе улиц Путиловская-Калинина — наиболее оптимальный вариант, выбранный по результатам мониторинга транспортных потоков и технико-экономического сравнения вариантов размещения путепровода.
А вариантов было несколько. По словам главного архитектора Ишима Тамары Верещагиной, изначально строительство виадука предлагалось в створе улиц Малой Садовой – Ударной. Но самый большой минус такого расположения – его дороговизна. Только по предварительным расчётам, на строительно-монтажные работы требовалось 4 млрд руб.
Ишиму, с его ежегодным доходом в 550 млн, такое не потянуть. Затратным получался и другой вариант – строительство моста в створе улиц Ермака и Большой. Ширина горловины железнодорожных путей потребовала бы большего количества опор. Кроме того, под снос пошли бы добротные частные жилые дома. Трудностей бы добавил и проходящий тут городской канализационный коллектор. К тому же эта точка находится слишком далеко от центра города, что вряд ли было бы удобно большинству автомобилистов.
В итоге специалисты сошлись во мнении, что путепровод в районе улиц Путиловской – Калина – лучший вариант. Он менее дорогой в финансовом отношении (ориентировочная стоимость объекта 1,2 млрд руб). К тому же, возвести мост можно будет быстро - в течение полутора-двух лет. Выбор места удачен и с точки зрения городской инфраструктуры: рядом находится автовокзал. Еще один плюс - новый путепровод обеспечит эффективную связь с залинейной частью города, которая сейчас активно развивается и застраивается. Кроме этого, в ходе строительства планируется благоустроить территорию от железнодорожного вокзала до автовокзала, а заросший кустами пустырь превратить в освещенный бульвар. В числе минусов: требуется снос двух сооружений.
За скорейшее строительство моста проголосовали члены городской думы, общественный совет, совет ветеранов, в администрацию пришли письма от станции "Скорой помощи", ГИБДД и пожарной части. Именно экстренные службы острее всего воспринимают транспортную проблему. Особенно за строительство путепровода в этом месте ратуют пожарные. Ведь сегодня из-за пробок пожарные расчеты практически не укладываются в норматив, отведенный для прибытия экипажа на место возгорания. Речь даже шла о строительстве новой пожарной части в залинейном районе города. С появлением нового путепровода эта проблема решится сама собой.
Однако все эти аргументы не кажутся убедительными жителям домов, чьим "соседом" окажется новый путепровод. Во главе недовольных встали двое активистов местного отделения КПРФ. Они выпустили листовки и организовали митинг, на котором, по их словам, присутствовали 220 человек (примерно 0,3% от общего количества ишимцев). Письма недовольных полетели во всевозможные инстанции и сделали свое дело: информационная волна прокатилась по ряду сайтов. Такая активизация протестных настроений, вдохновляемых коммунистами, местных блоггеров и общественников наводит на определенные мысли. В частности, что, возможно, коммунисты – традиционно находящиеся в оппозиции действующей власти, под эгидой защиты интересов жителей решают свои задачи - политические и личные. Осведомленные источники утверждают, что один из инициаторов протеста как раз проживает рядом с будущей стройкой. На этом фоне оппозиционные порывы теряют свою убедительность. А если перенести строительство в другое место, то на митинг придут уже другие люди, вот только придут ли туда нынешние оппозиционеры? – звучат вопросы на местных сайтах. Кстати, общеизвестный факт: ЦК КПРФ и тюменский обком своих ишимских соратников в данном вопросе не поддержали, а встали на сторону большинства горожан. Депутат Государственной думы от КПРФ, секретарь Центрального комитета КПРФ Вячеслав Тететкин, выступая на заседании Ишимской думы, ясно дал понять, что такие действия однопартийцев недопустимы. И если решение принято большинством, то его нужно выполнять, а не вставлять палки в колеса. Но принцип демократического централизма, на котором собственно и базируется КПРФ, ишимские деятели, получается, игнорируют.
Кстати, в ходе проведенного еще в начале года опроса общественного мнения свое "да" строительству моста сказало подавляющее большинство -более 90% опрошенных. Однако организаторы протестных настроений такой результат ставят под сомнение. "Антипутепроводная" суета демонстрирует и еще один нюанс: сами представители компартии, кажется, забыли, что название их партии происходит от латинского Communis — общий, а изначальное предназначение – защищать интересы большинства, "применяя свои способности с наибольшей пользой для народа". В современном ишимском варианте – народная польза трактуется очень своеобразно и индивидуально, не по-коммунистически как-то.
Что касается реакции тюменских властей, то в ходе своей рабочей поездки в Ишим глава тюменского региона Владимир Якушев отметил, что начало реализации важнейшего для города проекта при безмолвии большинства, которым мост нужен как воздух, тормозят два человека. "Городская общественность поддерживает наши решения, и мы это ощущаем. Но никто из граждан, которые заняты реальными делами, которые работают, строят, созидают и развивают город, просто не пишет статей в интернете и не митингует на площадях", - комментирует информационный шум вокруг социально-важного строительства глава Ишима Федор Шишкин.
Строительство нового путепровода через Транссибирскую железнодорожную магистраль повысит инвестиционную привлекательность Ишима, убежден глава области, так считают и сами предприниматели, и местные власти. Неслучайно, в очередной раз вопрос о строительстве путепровода возник во время рабочей поездки губернатора в Ишим, где он провел встречу с представителями малого и среднего бизнеса. "Инвесторы, особенно иностранные, всегда очень чутко реагируют на то, как в муниципалитетах развивается инфраструктура. Строительство такого крупного объекта, как путепровод, станет для них еще одной точкой притяжения", - отметил Владимир Якушев, обращаясь к представителям местного бизнес-сообщества и призвал их более активно высказывать свою гражданскую позицию.
В Тюменской области в последнее время традиционно все важные решения принимаются сообща. Власть к объективным предложениям и критике от жителей прислушивается. Так, в ходе открытого обсуждения была решена судьба площади перед новым Драматическим театром, таким же образом организуется процесс относительно бывшей общественной бани на ул. Ленина. Диалог есть. Есть он и в Ишиме, но чтобы провести решение в жизнь, тоже нужна активная совместная позиция и власти и жителей. К примеру, в виде общественного контроля за строительством. Голосу разума в Ишиме, видимо, нужно добавить громкости.
Ольга Елизарова