В Санкт-Петербурге полиция разогнала молодежь, которая попыталась провести очередную "Русскую зачистку" - акцию националистов по устрашению приезжих рыночных торговцев.
Молодые люди в майках "Я - русский" собирались проверить документы у тех, кто торгует овощами и фруктами на Сенной площади. Они уже не первый раз приходят на это место. В прошлый раз националистов задерживали прямо в метро. В этот раз бороться с приезжими пришли примерно 50 человек, 18 из них, в том числе четверо несовершеннолетних, были задержаны. В полиции на них были составлены протоколы по статье "Самоуправство", сообщает телеканал "Дождь".
Впрочем, до задержания активистам удалось прекратить работу пяти торговых точек, вызвав участкового.
Адвокат задержанных Светлана Ратникова потребовала немедленно освободить участников зачистки, поскольку эта статья Административного кодекса не предусматривает ареста. По ее словам, среди задержанных оказались четверо несовершеннолетних. Полиция передает их приезжающим в отделения родителям.
Между тем, как отмечает телеканал, раньше полицейские и вовсе не задерживали погромщиков. В частности, на ставшем популярном ролике в YouTube, снятом 31 июля, видно, что сотрудники МВД равнодушно смотрят на то, как молодежь пристает к продавцам. Запись получила широкий резонанс уже после печально известного инцидент на рынке "Матвеевский" в Москве. После него по всей стране начались облавы на мигрантов.
Происходящее в Москве и Петербурге эксперты объясняют так: власти развязали руки полиции. В Москве - из предвыборных соображений, в Питере - потому что губернатор обещал решить проблему нелегальных мигрантов. И поэтому националисты пользуются моментом, сообщает Business FM.
По мнению экспертов, готового решения проблемы у власти нет, но она пока может держать ситуацию под контролем. Критическая точка наступит тогда, когда приезжие торговцы постоянно и повсеместно будут готовы к встрече с националистами, предупреждают они.
Активисты одного из "самодеятельных" движений по борьбе с нелегалами - "Щит Москвы" - заявляют, что не совершают никаких действий, которые требовали бы специальных полномочий. "Мы же не требуем у нелегалов документов, не применяем к ним физическую силу. Единственное, что формально мы делаем не так, - проходим в технические помещения, вроде подвалов жилых домов, но ведь гастарбайтеры там и вовсе живут. В принципе мы изначально даже не выявляем нелегалов, а фиксируем факт незаконного нахождения людей там, где их быть не должно", - сказал основатель движения, Алексей Худяков, в интервью "Московскому комсомольцу".
Он заверяет, что с каждым активистом проводят собеседование, чтобы выявить и отсеять экстремистов: "В нашем движении есть жесткие правила - не вести себя вызывающе на рейдах, не провоцировать мигрантов на драки, не оскорблять их, не забирать ничего из их жилищ".
Отправившийся вместе с активистами на рейд корреспондент газеты описал, как происходит "фиксация": "Худяков по телефону вызвал наряд полиции; нелегалы, до этого момента сидевшие спокойно, начали потихоньку продвигаться к выходу из здания. Однако живой кордон из участников рейда остановил их. Внезапно со стороны одной из комнат раздался непонятный шум. "Быстро к окнам!" - скомандовал Антон Жаров (один из активистов, - прим. NEWSru). Подоспевшие активисты успели блокировать большинство из них - однако пять-шесть человек все же смогли улизнуть. Потом к зданию стали подъезжать "уазики", загружать нелегалов и увозить их в участок".
Активисты утверждают, что пока что опасность угрожает только им самим - со стороны нелегалов. "У нас была история в Южном Тушине - мы накрыли там в подвале жилого дома общежитие нелегалов. Кто-то из них, очевидно, позвонил в управляющую компанию, и там дали команду выгонять нас. Мы заблокировали выход из подвала, а гастарбайтеры пошли на нас стеной и стали закидывать камнями, у некоторых из них даже были ножи. У одного из наших активистов, к счастью, оказался незаряженный пневматический пистолет, из которого он пару раз вхолостую выстрелил в воздух. Нелегалы сразу же притихли и стали спокойно дожидаться приезда полиции", - рассказал газете один из активистов, Антон Жаров.