Создатель холдинга "Эстар" Вадим Варшавский начал возвращать себе активы, проданные и отданные в управление "Мечелу" Игоря Зюзина. Первым стал Донецкий электрометаллургический завод, за ним должны последовать предприятия в Ростовской области. В то же время от других компаний "Эстара" "Мечел" через суд требует $861 млн.
Как пишет "Коммерсант", Варшавский возвращает себе Донецкий электрометаллургический завод (ДЭМЗ; Украина), который в декабре 2011 года был приобретен "Мечелом". О подписании договора по продаже ДЭМЗ Варшавскому вчера сообщил "Мечел". Согласно условиям сделки, бизнесмен купит кипрскую Daveze Limited, владеющую ДЭМЗ, за символические €2 тыс. и возьмет на себя погашение долга завода перед "Мечелом" - "до $81 млн в зависимости от срока погашения". Закрытие сделки планируется в конце 2013 года, а в ближайшее время Варшавский получит операционное управление заводом, говорится в сообщении "Мечела".
Мощность ДЭМЗ - свыше 1 млн тонн стальной заготовки в год. По словам гендиректора "Мечела" Евгения Михеля, компания не видит перспектив развития завода, так как "не прогнозирует существенного улучшения ситуации в секторе рынка, в котором оперирует завод, в течение ближайших нескольких лет". В 2012 году ДЭМЗ принес "Мечелу" $50 млн убытка по US GAAP, с ноября 2012 года завод остановлен, так как производство на нем стало нерентабельным из-за высоких цен на лом.
"Мечел" купил ДЭМЗ в декабре 2011 года за $537 млн, которые обязался выплачивать до декабря 2018 года. Основной кредитор ДЭМЗ - Альфа-банк, который, по информации "Коммерсанта", и был продавцом завода, забрав его у Варшавского за долги. Источник издания говорит, что долг завода перед банком "Мечел" взял на себя. Представитель "Мечела" фактически подтвердил это "Ъ", сказав, что "большая часть стоимости ДЭМЗ была списана по итогам 2012 года", но от более подробных комментариев он отказался. В Альфа-банке вчера не смогли ответить на вопросы "Ъ".
Как сообщали в июле источники издания, господин Варшавский помимо ДЭМЗ намерен вернуть себе Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ; 730 тыс. тонн стали и 530 тыс. тонн сортового проката в год) и "Волга-ФЭСТ" (250 тыс. тонн стальной заготовки в год). Также бизнесмен хочет вернуть ломозаготовительное предприятие "Ломпром-Ростов", работающее на РЭМЗ.
"Мечел" управляет активами "Эстара" с осени 2009 года; Варшавский потерял над ними контроль из-за долгов, оценивавшихся в $1-1,5 млрд. В ноябре 2011 года "Мечел" выдал "Эстару" заем на $944,5 млн, обеспеченный залогом долей и акций входящих в него компаний. Этот заем несколько раз продлевался и частично погашался "Эстаром" (на конец 2012 года его сумма составляла $746,5 млн); по последним договоренностям, погасить его Варшавский должен был в июле 2013 года. Но этого не произошло. Видимо, поэтому активы "Эстара", не попавшие в сферу интересов Варшавского, сейчас стали предметом судебных разбирательств.
Как следует из материалов арбитражного суда Москвы, 12 августа дочерняя структура "Мечела" Scyblock Limited подала иск на $861 млн к шести компаниям "Эстара" - кипрской Cyberlink Limited, ООО "Металлург-Траст", ЗАО "Металлург Ресурс", ОАО "Гурьевский металлургический завод", ОАО "Златоустовский металлургический завод" и ОАО "Волгоградский завод труб малого диаметра". Суть иска не раскрывается, первое заседание суда назначено на 27 сентября.
В "Мечеле" отказались комментировать иск: помощница Вадима Варшавского отметила, что он в командировке. Представитель Златоустовского металлургического завода заявила, что компания не комментирует споры акционеров; связаться с представителями других структур "Эстара" вчера не удалось.
По мнению старшего юриста адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Максима Распутина, исковое заявление может быть вызвано условиями договора: если в нем не закреплен порядок получения акций как обеспечения по кредиту без суда, то получить их можно только при наличии соответствующего решения. Кроме того, продолжает юрист, если обе стороны оспаривают право на акции, то внесудебно урегулировать вопрос не получится. Олег Петропавловский из БКС отмечает, что из активов "Эстара", по которым начинается суд, реальную ценность представляет только Златоустовский металлургический завод - его можно оценить в $100 млн, но вряд ли на него сейчас найдется покупатель.