Новости
Развитие сюжета:

08:23 30.08.2013 Ущерб от паводка на Дальнем Востоке оценивается в 30 млрд рублей

Дальний Восток уже затопило, дальше – везде? Разрушение советской инфраструктуры стало одной из главных причин катастрофы
Общество | Дальневосточный ФО | В России

Причинами огромных ущербов от паводков на Дальнем Востоке стали загубленная за 20 лет инфраструктура района бедствия и неправильное расселение местных жителей, считают эксперты. Как рассказал корреспонденту Накануне.RU заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, заведующий лабораторией анализа и прогнозирования природных и техногенных рисков экономики Борис Порфирьев, на одно только поддержание инфраструктуры Дальнего Востока потребуется 2% ВВП страны.

"У нас в недостаточной степени развита инфраструктура (дамбы, защитные сооружения), в недостаточной степени защищены населенные пункты. Вообще, у нас в целом большая проблема с нашей инфраструктурой и из-за этого мы очень уязвимы не только к пожарам и наводнениям, но и к сильным морозам и т.д. За 20-летеие инфраструктура Дальнего Востока сильно износилась, мы ей сильно задолжали. По моим подсчетам, нам нужно вкладывать не меньше 2% ВВП, чтобы просто поддерживать, не развивать, не улучшать, только поддерживать инфраструктуру, которую мы имеем сейчас", - сказал эксперт.

По его мнению, на данный момент на Дальнем Востоке проблемы особенно заметны в области береговой защиты и защиты населенных пунктов.

Потоп, Амурская область|Фото: МЧС  Потоп, Амурская область|Фото: МЧС

Эксперт подчеркнул, что особую роль здесь сыграли и местные жители, которые последние годы стали бездумно расселяться в зонах риска.

"В 80-ые годы я ездил в эти края, и уже в то время местные старожилы обращали внимание на то, что началась застройка в тех местах, где никогда не селились старики, это на пойме, в основном. Следует учитывать уроки прошлого, должен присутствовать учет исторических вещей. У природы катастрофы не произошло, это нормальные циклы. В таких жертвах, в первую очередь, виновато размещение наших населенных пунктов и производственных объектов", - заявил эксперт.

В свою очередь, руководитель программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин отметил, что бездумного строительства не было, просто Дальний Восток не был готов к тому, к чему должен был быть готовым всегда. 

Однако, несмотря на столь большое количество паводков, заместитель министра регионального развития РФ Сергей Назаров считает, что опасности для жителей зон риска как таковой нет. Надо лишь правильно выстроить инфраструктуру.

"На мой взгляд, если соблюдать все требования градостроительства, мы значительно минимизируем все риски, связанные с подтоплениями. Также для этого необходимо развивать культуру оповещения, нужно обучать население, готовить к эвакуации. Например, в Японии каждый человек знает, что ему брать и куда идти. У нас есть такая программа, выделены серьезные деньги - до 2015 года около 36 млрд руб., координатором этой программы является МЧС", - сказал он.  

Кроме того, Назаров подчеркнул, что не последнее место в подготовке к паводкам играет система наблюдения и прогнозирования погоды, которой на данный момент уделяется не так много внимания. 

"Нужно дополнительное финансирование служб Росгидромета, которые в 90-ые годы потеряли часть своих станций, и до сих пор половина из них не восстановлена", - согласился с экспертом Борис Порфирьев.

Он также добавил, что от развития на тех участках, которые подвержены затоплениям, отказываться не стоит.

"В других странах в тех местах, где высок риск затопления, практика предусматривает не то, что полное отчуждение этих земель, а некую хозяйственную деятельность, которая несильно пострадает от паводков. Или пойти путем, каким пошла Америка. Там в зонах риска нет жилых зон, есть определенные стационарные объекты и парки. В эти парки приезжают туристы, во время затопления туристов туда не пускают. Туризм достаточно мобильный род детальности", - рассказал эксперт.

Как бороться с паводками сейчас, когда инфраструктура истощена, совет дал руководитель программы "Климат и энергетика" Всемирного фонда дикой природы Алексей Кокорин.

"Ко всему нужно готовиться. К каждому прогнозу синоптиков следует относиться с определенной долей ответственности. Если есть штурмовое предупреждение, нужно организовать слив воды с ГЭС, но это невыгодно для энергетиков. Кроме того, часто бывают случаи, когда синоптики ошибаются", - пояснил Кокорин.

Помимо этого, эксперт добавил, что видеть выход в перекрытии дамбой реки Амура тоже не стоит.

"Китайцы не раз предлагали это сделать, но это тоже не вариант, мы загубим одну из 10 крупнейших рек мира, которая до сих пор не перекрыта дамбами. Если мы это все-таки сделаем, то мы погубим природу", - заключил Кокорин.

Напомним, на территории Амурской области в бассейне реки Зея в 80 затопленных населенных пунктах подтоплено 5050 жилых домов, а также 184 участка дорожного полотна автодорог местного значения общей протяженностью 460,5 км и 53 автомобильных моста. Всего эвакуировано 14 тыс. 289 человек, из них 5 тыс. 466 детей. Развернуто 93 пункта временного размещения, в 24 ПВР находятся 1 тыс. 506 человек, в том числе 645 детей.

В Еврейской автономной области в шести муниципальных районах подтоплено 25 населенных пунктов, 699 жилых домов, 3 тыс. 528 приусадебных участков, 30 участков дорожного полотна автодорог местного значения общей протяженностью 45,3 км и четыре автомобильных моста. Имеются отдельные подтопления земель сельскохозяйственного назначения 17,05 тыс. га. Всего эвакуировано 7 тыс. 112 человек, из них 1 тыс. 786 детей. Развернут 21 пункт временного размещения, в 10 ПВР находятся 1 тыс. 229 человек, в том числе 439 детей.

В шести субъектах ДФО для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создана группировка сил и средств в количестве более 34 тыс. человек и более 5 тыс. единиц техники, в том числе от МЧС России - более 8 тыс. человек и более тысячи единиц техники, в том числе 15 воздушных судов.