Новости
"Газпром" обсчитали на 19 млрд собственные подрядчики
Общество | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО

При строительстве 26 мостов на железной дороге на Ямале "Газпром" могли обсчитать на 19 млрд руб. Причем не чужие, а свои: генподрядчик мог быть близок к топ-менеджерам того же "Газпрома", сообщают "Ведомости".

В сентябре 2009 г. состоялось торжественное открытие строительства моста через реку Юрибей на Ямале — самого длинного в мире за полярным кругом. Это один из более чем 70 мостов железной дороги Обская — Бованенково — Карская, которая обошлась "Газпрому" в 130 млрд руб. Построить ее было необходимо для освоения крупнейшего на Ямале Бованенковского месторождения.

Торжество не обошлось без фотосессии: газпромовцы позировали в кадре вместе с местными жителями и оленями. А затем сотрудники корпорации — включая Миллера, члена правления монополии Ярослава Голко и руководителя генподрядчика строительства, компании "Ямалтрансстрой", Игоря Нака — сфотографировались на мосту. Эта фотография есть на сайте "Газпрома": Миллер в окружении видных газовиков и строителей.

Самое примечательное на снимке то, что стоят они на деревянных шпалах. В то время как по проекту рельсы на мосту через Юрибей должны были крепиться к железобетонным плитам — это следует из документов "Ленгипротранса", проектировавшего линию Обская — Бованенково — Карская.

Как оказалось, подобные несоответствия выявлены и на других мостах. Это привело к удешевлению стройки примерно на 19 млрд руб. Расследованием дела уже занимается Следственный комитет.

Изучение проектно-сметной документации, оказавшейся в распоряжении "Ведомостей", показало: еще как минимум 13 железнодорожных мостов линии Обская — Бованенково — Карская выглядят иначе, чем предусматривалось проектами "Ленгипротранса" .

В большинстве случаев различия одни и те же: опоры только из стальных труб вместо контурных блоков, а рельсы положены на деревянные шпалы вместо плит; в некоторых случаях у мостов не построены запроектированные "Ленгипротрансом" ледорезы — конструкции для предотвращения столкновения льдин с опорами моста.

Предприниматель Павел Небов считает, что "неправильных" мостов на линии может быть еще больше — 26. Небов знаком с этой стройкой не понаслышке: до начала 2007 г. он был гендиректором и совладельцем компании "Мостострой-13", которая входила в группу "Ямалтрансстрой".

После того как у Небова возникли разногласия с партнерами по газпромовским подрядам (бизнесмен уверяет, что для получения подрядов газовой монополии был вынужден отдать долю в своей компании "лоббистам от "Газпрома", а когда попытался пожаловаться на это — сел в тюрьму) он сфотографировал часть мостов на линии Обская — Бованенково — Карская и в январе 2012 г. направил снимки вместе с копиями проектной документации и смет "Ямалтрансстроя" в Следственный комитет России (СКР).

За какие мосты платил "Газпром"? По подсчетам Небова, разница в стоимости между тем, что изначально запроектировано, и тем, что построено, составляет около 19 млрд руб. Это 15% стоимости всей дороги.

"Ведомости" написали запрос в "Газпром": какие все-таки проекты он утвердил, соответствуют ли им построенные мосты и причинен ли компании ущерб? "Газпром" по этому поводу молчит. Его представитель сообщил только, что компания уже ответила на "аналогичные вопросы" СКР, который как раз расследует по этому поводу уголовные дела. А "Ведомостям" ответить не может, так как данные "предварительного расследования не подлежат разглашению". Пресс-служба СКР вообще ничего не ответила.

Есть основания полагать, что компания, которая построила "Газпрому" эти "облегченные" мосты, была связана с газпромовскими менеджерами. Московская компания "Ямалтрансстрой" стала генподрядчиком строительства 22 мостов линии Обская — Бованенково, заключив договор с "дочкой" "Газпрома" в декабре 2006 г. генподряд на остальные мосты получили компании, связанные с "Ямалтрансстроем": три моста досталось "Ямалтрансстрою" из Лабытнанги и еще один — тот самый, через Юрибей, — ОАО "Нефтересурсы"(с 2006 г. "Ямалтрансстрой" владел в нем 36,43%).

Когда-то единственными владельцами "Ямалтрансстроя" были фирмы родственников потомственного строителя Игоря Нака — двух его сыновей, супруги, матери и отца, заслуженного строителя РСФСР Владимира Нака, в прошлом руководившего одноименным советским строительным объединением. Советский "Ямалтрансстрой" тянул на Ямал железную дорогу с середины 1980-х, т. е. фактически эта стройка перешла от отца к сыну. Игорь Нак с начала 1990-х был депутатом в Ямало-Ненецком автономном округе, а к 2006 г. уже несколько лет как возглавлял окружной политсовет отделения "Единой России".

"Выбор компании “Ямалтрансстрой” в качестве генподрядчика по строительству железной дороги на полуостров Ямал, по сути, безальтернативен: это единственная компания, обладающая необходимой компетенцией для строительства железных дорог за полярным кругом", — убеждал когда-то "Ведомости" Голко, который в 2006 г. возглавил газпромовский департамент инвестиций и строительства.

Но за месяц до заключения контракта на строительство газпромовской железной дороги у "Ямалтрансстроя" появился новый совладелец. У фирм родственников Нака осталась только половина компании, а половина, как сказано в ее годовом отчете, перешла к московскому ООО "ТГИ-капитал". Оформлено это было как увеличение уставного капитала на 200 млн руб.

Из данных СПАРК следует, что зарегистрированный в 2005 г. "ТГИ-капитал" был не чужим для газпромовских топ-менеджеров. Компания входила в группу "Трастгазинвест" и имела один адрес и телефон с головной компанией этой группы — "ТГИ-финанс", которая принадлежала сыну Голко, тоже Ярославу (51% с 2005 г.), и супруге еще одного члена правления "Газпрома" — Валерия Голубева — Татьяне (25% с 2007 г.). Голубев возглавлял газпромовский департамент инвестиций и строительства до Голко — тот работал его первым замом.

С получением большого подряда бизнес "Ямалтрансстроя" резко пошел в гору. На железнодорожных мостах могли заработать не только строители.