Китайское судно Yong Sheng отправилось в Роттердам через Берингов пролив и Северный морской путь (СМП). Если все пойдет по плану, Yong Sheng станет первым в истории китайским судном, которое доберется до Европы через Арктику, сократив время в пути на две недели - с 48 дней по Южному морскому пути до 35 дней, сообщает портал Neftegaz.RU.
В Китае называют СМП самым выгодным маршрутом доставки китайских товаров на европейский рынок. По мере таяния льдов в Артике, СМП превращается во все более реальную альтернативу привычному Южному морскому пути через Суэцкий канал. Всего за четыре года количество выданных разрешений на проход по СМП выросло в разы. Если в 2010 г. их было всего четыре, то летом 2013 г. уже около 400.
Эксперты ожидают, что число рейсов по СМП будет только расти. Но одним лишь судоходством интересы Китая в Артике не ограничиваются. Китай активно укрепляет отношения с Исландией, надеясь через нее получить доступ к месторождениям арктического шельфа.
Власти Исланди, несмотря на протесты экологов-активистов, тоже имеют планы добычи углеводородов на шельфе и уже выдали две лицензии на разведку нефтяных месторождений в секторе Дреки. С июня 2013 г. Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация и исландская Eykon Energy договариваются с властями Исландии о добыче нефти и природного газа на шельфе островного государства.
Китайское посольство в Рейкьявике самое большое из всех дипломатических представительств в Исландии. Ранее, попытка китайцев договориться с российскими компаниями о совместной разработке арктического шельфа успехом не увенчалась. Летом 2012 г. в трехмесячном походе по СМП отметилась пятая Китайская арктическая экспедиция. Китай не имел разрешений на ведение научно-исследовательской деятельности (гидрографические исследования, топографическую привязку) в исключительной экономической зоне России, что является нарушением и российского законодательства, и международного морского права. Но пренебрег этим, иначе зачем Китаю понадобился украинский ледокол, который был взят в аренду в 2012 г.?
На шельфе Арктики могут залегать около 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неразведанных запасов газа. Нефтяные запасы Арктики оцениваются в 90 млрд баррелей. Запасы природного газа составляют 33% от мировых. Эксперты предполагают, что торговый маршрут по СМП буде на 20% экономичней по сравнению с использованием Южморпути. К 2030 г. около 25% всех грузов из Азии в Европу будут перевезены по СМП.