Новости
Минобрнауки предложило раз в пять лет проверять эффективность научных учреждений
Общество | В России

Министерство образования и науки предложило новую концепцию оценки деятельности научных организаций. Как пишет "Коммерсантъ", разработанный ведомством документ уже опубликован для общественного обсуждения на портале regulation.gov.ru.

В указанном документе Минобрнауки предлагает отказаться от действующего в данный момент единого набора критериев оценки для всех учреждений. Научные организации будут поделены на "референтные группы" из институтов схожего профиля, для каждой из которых будут выработаны свои методики оценки и минимальные значения показателей результативности.

Ведомственный мониторинг, проводящийся в настоящее время раз в пять лет, предложено сделать ежегодным. Минобрнауки и Роспотребнадзор на основании полученных данных смогут оперативно отслеживать динамику развития каждой научной организации.

Раз в пять лет институты будет оценивать межведомственная комиссия. По итогам проверки каждый институт будет отнесен к одной из трех категорий - "лидеры", "стабильные" и "утратившие научный профиль и перспективы развития". В последнюю группу будут отнесены организации, которые "не показывают значимых научных результатов и не являются при этом уникальными в соответствующей отрасли". Их может ждать реорганизация, ликвидация или смена руководителя.

Издание напоминает, что Российская академия наук в этом году уже представила итоги собственного исследования эффективности научных учреждений. Академики поставили своей работе высший балл: оказалось, что из 370 научных учреждений РАН лишь одно работает неудовлетворительно, 12 - на среднем уровне, все остальные - блестяще. По данным "Ъ", тогда в Минобрнауки оценку посчитали настоящим вызовом, что в итоге серьезно ускорило планы по реформе академии.

Более того, похожая система оценки эффективности уже введена и в сфере российского образования: в октябре 2012 года Минобрнауки РФ провело мониторинг 502 российских госвузов (учитывались средний балл ЕГЭ у первокурсников, уровень инфраструктуры и т. д.). В итоге 136 учебных заведений попали в черный список ведомства, причем среди них оказались РГГУ, МАРХИ и другие известные вузы. Ряду учебных заведений дали шанс исправиться, остальным пообещали "реорганизацию" - закрытие или присоединение к другому учебному заведению. Результаты мониторинга вызвали неудовольствие российских ректоров - они потребовали изменить критерии оценки. По их мнению, министерство не учитывало специфику, оценивая учебные заведения вне зависимости от профиля.