Оперативный штаб при Минэнерго 5 августа в режиме особой секретности провел совещание, на котором обсуждалась возможность дефицита бензина в третьем квартале 2013 г. Об этом сообщает газета "Московский комсомолец".
Накануне чиновники рекомендовали нефтяным компаниям отказаться от экспорта нефтепродуктов из России, пока на внутреннем рынке сохраняется сложная ситуация с ростом цен на топливо.
Одной из причин нехватки переработанных углеводородов стало сокращение поставок из Белоруссии. Если партнер по Союзному государству не увеличит экспорт, России грозит дефицит бензина.
Тем временем Росстат рапортует о росте потребительских цен на автомобильный бензин с 22 по 29 июля на 0,5%, дизельное топливо подорожало на 0,3%. Темп роста цен увеличился по сравнению с предыдущей неделей, заметили чиновники.
Как считают эксперты Накануне.RU, "предупреждение" чиновников, возможно, призвано оправдать грядущий рост цен на топливо. Однако в этом году цены на бензин растут, даже несмотря на снижение цен на нефть и отсутствие дефицита топлива.
За период с первого полугодия 2012г. по январь-июнь текущего года средние цены на российскую нефтяную смесь Urals не только не выросли, но даже умудрились снизиться на 5,8% - с 113 до 106,5 долларов за баррель. Что нисколько не помешало розничным ценам на автомобильный бензин вырасти на 8,1%, а дизельному топливу подорожать на 12,3%. По состоянию на 22 июля 2013г. средние цены на автомобильный бензин в России составили 29,25 руб. за литр, а на дизельное топливо 30,97 руб.
Другими словами, по отношению к себестоимости производства и ценам на нефтяное сырьё отпускные цены на бензин в первом полугодии 2013г. выросли аж на 13,9%, а дизельное топливо, на котором держится практически всё российское сельское хозяйство и АПК, подскочило в цене на 18,1% в годовом выражении.
При этом основной вклад в удорожание ГСМ вносят производители нефтепродуктов - по итогам первого полугодия 2013г. отпускные цены производителей (т.е. НПЗ) на бензин выросли на 15,5%, а на дизельное топливо на 7,2%. Годом ранее, в аналогичном периоде 2012 г., НПЗ понизили отпускные цены на бензин на 2,3%, а на дизельное топливо подняли аж на 16,3%.
При этом ценовые пропорции на рынке нефтепродуктов практически не изменились – соотношение цен на нефть на внутреннем и внешнем рынках снизилось с 41,2% в июне 2011г. до 40,2% в июне текущего года. Соотношение цен на бензин и нефть осталось на том же самом уровне в 1,9 раз – 18,5 против 9,7 тыс. руб. за тонну.
"Весьма показательно, что стремительный и набирающий обороты рост цен на ГСМ и моторное топливо на внутреннем рынке России практически никоим образом не связан с дефицитом нефтепродуктов, – рассказал Накануне.RU экономист Владислав Жуковский. – Так, по итогам первого полугодия текущего года производство автомобильного бензина всех марок увеличилось на 3,9% (до 15,7 млн тонн) при одновременном спаде потребления на внутреннем рынке на 2,7% (до 13,6 млн) и снижения импорта на 18,5% (до 0,14 млн). Даже скачкообразный рост экспорта бензина на 36,3% (до 1,82 млн тонн) не смог создать и намёка на дефицит топлива – запасы бензина выросли на 455,8 тыс. тонн, что на фоне роста на 13,1 тыс. годом ранее выглядит крайне впечатляющим результатом".
Аналогичная ситуация наблюдается с дизельным топливом – производство выросло на 3,5% (до 28,8 млн тонн), импорт упал в 10 раз (до 24,9 тыс. тонн), объёмы реализации на внутреннем рынке увеличились на 4,9% (до 11 млн), а экспорт в физическом выражении и вовсе сократился на 0,2% (до 17,5 млн тонн). Неудивительно, что запасы дизельного топлива по итогам первого полугодия 2013 г. выросли на 318,2 тыс. тонн после роста на 39,6 тыс. годом ранее.
"Крайне высока вероятность того, что во второй половине текущего года темпы роста цен на автомобильный бензин и дизельное топливо ускорятся и по итогам всего 2013 г. достигнут 11% и 15% соответственно (по состоянию на середину июля годовой прирост составляет 8,1 и 12,3% соответственно). В результате чего цены на автомобильный бензин марки АИ-95 и выше превысят планку в 32 рубля за литр, а дизельное топливо подорожает до 31,5 руб. за литр", – отметил эксперт.
Российские НПЗ (нажмите для увеличения)