Едва в Перми улеглись страсти вокруг еврейской общины, претендовавшей на бесплатную землю в центре города, разгорается скандал внутри другой религиозной организации. Муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин заявил о том, что в восточные общины муфтията высадился десант "эмиссаров", которые пытаются отнять у него власть. До этого региональный исламский лидер зачистил ряды имамов, уволив всех, кто не одобрял его линию руководства. Наблюдатели уверены: в пермском сообществе мусульман назревает раскол, и в ситуацию пора вмешаться краевым властям.
"Анвар Даутов, бывший когда-то имам-хатыбом ММРО "Вахдат" Екатеринбурга, прибыл в общину мусульман города Гремячинска и, пользуясь Благословенным месяцем Рамазан, начал распространять клевету на пермский муфтият", - пишет на сайте Духовного управления мусульман муфтий-хазрат.
Хузин напоминает: Даутов на себе испытал последствия "рейдерского захвата": он лишился собственной мечети в Красноуральске, а пермская мечеть стала для него "вторым домом", где он часто отдыхал. Председатель уверен, что Даутов неспроста начал читать "проповеди" на его вотчине, в попытке оболгать Муфтият он усмотрел "заказ". Причем Мухаммедгали весьма однозначно намекнул на связь с недавним визитом в Пермь известного ваххабита Расула Тавдирякова, мол, деньги на "гастроли" обоим визитерам выплачиваются из одного кармана.
Нынешние события, происходящие в мусульманской общине Перми, нельзя назвать захватом власти, хотя бы потому, что сферы влияния не могут поделить свои – приверженцы традиционного ислама. Расул Тавдиряков, несмотря на высоких покровителей (его участию во встречах руководителей Прикамья и Татарстана способствовал председатель Всероссийского муфтията), был быстро вычислен и выдворен с территории. Это был единственный случай вторжения ваххабитов, другие скандалы вокруг муфтията Хузина возникают без вмешательства радикалов.
Отметим, что в Перми одновременно существуют два муфтията. Одним из них – Пермским мухтасибатом – руководит Ильхам Бибарсов, духовный центр входит в структуру управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Мухаммедгали Хузин заведует независимым региональным муфтиятом. До 2005 года он входил в состав Центрального духовного управления мусульман России, но после того, как Хузин умудрился рассориться с верховным муфтием Талгатом Таджуддином, пермская религиозная организация откололась от управления и стала самостоятельной. В исламе мечеть может подчиняться любой структуре, а, в случае отсутствия такого желания, в праве сама стать муфтиятом. Хузин действовал по последней схеме.
"В исламе значительно слабее экономические обоснования иерархичности. Если в Русской православной церкви нельзя провозгласить себя священником, то в исламе такое возможно. Исторически в исламе была иерархия, но в советский период она стала разрушаться, в основном по внешним причинам: она была дестабилизирована ваххабитами из-за рубежа. Сейчас в России около 100 муфтиятов, хотя должно быть только два: муфтият Талгата Таджуддинова и Северокавказский муфтият", - пояснил Накануне.RU исламовед Роман Силантьев.
Но отделение от уфимского управления спровоцировало раскол внутри организации. Источник Накануне.RU, знакомый с ситуацией, характеризует Хузина, как конфликтного человека с неординарным поведением. Не так давно он причислил к вероотступникам собственных имамов, которые возымели смелость обратиться к губернатору с жалобами на действия Мухаммедгали. В письме имамы обращали внимание Виктора Басаргина на "полную моральную и нравственную деградацию муфти" и просили поспособствовать его уходу. Копии письма имамы направили в прокуратуру и управление юстиции. Реакции от краевых властей так и не последовало, зато сам Хузин сработал оперативно: он уволил Кунгурского и Уинского имамов-мухтасибов, параллельно лишив их всех званий и санов. Такое изгнание в исламе сродни проклятью.
Эти события только усилили внутреннюю конфронтацию – имамы, выступившие против духовного лидера, контролировали большинство исламских приходов. Их сторонники объявили, что не считают смещение законным и продолжили критиковать работу Хузина. Этим расколом и воспользовался бывший друг пермской мечети Анвар Даутов.
Внутриконфессионный конфликт представители соседствующего муфтията стараются не комментировать, поясняя, что Пермский мухтасибат не имеет претензий к Хузину: "Очевидно, что произошел внутренний раскол в организации. Имамы хотят напрямую вступить в состав центрального управления мусульман в Уфе, а не подчиняться региональной структуре", - поделился своим мнением с корреспондентов Накануне.RU первый заместитель председателя ДУМЕР Дамир Мухетдинов.
Связаться с Мухаммедгали Хузиным нам не удалось. Телефоны духовного центра не отвечали. Однако, все свои заявления о внутренних передрягах Мухаммедгали публикует на всевозможных ресурсах, в том числе на сайте центра. Одна из последних новостей ленты – проведение собрания имамов-хатыбов Бардымского мухтасибата. Инициатором мероприятия стал временно отстраненный от исполнения обязанностей имама-мухтасиба Марат Музафаров. Участники собрания пытались внести изменения в устав и вновь вынесли на обсуждение персону муфтия. Учитывая прошлый опыт, Хузин наверняка не оставит безнаказанным такой проступок…
Роман Силантьев призывает руководителей Прикамья обратить внимание на развивающийся конфликт. Если Хузин не помирится с уфимским муфтием и продолжит репрессивные меры в отношении своих подчиненных, количество муфтиев в крае может увеличиться: "Я не совсем понимаю позицию властей Пермского края. Со своей стороны они должны повлиять на эту ситуацию, в противном случае конфликт закончится расколом и в Перми будет не две, а четыре организации. Власть могла бы проявить волю, как например, губернатор Кировской области, который объединяет всех мусульман под эгидой Таджуддинова. Нельзя закрывать на проблему глаза и думать, что все рассосется. В конце концов, внутренний раскол мусульман усиливает позиции ваххабитов".