Новости
"Навальный копировал приемы Обамы по форме, но не по содержанию"
Политика | В России

Фонд открытой новой демократии две недели назад представил доклад "Власть и контроль в мире социальных сетей. Предвыборные кампании в интернете – опыт США и Европы". Одна из его глав посвящена в том числе и интернет-кампании Алексея Навального. Накануне вице-президента Фонда Анна Федорова рассказала в интервью "ВЗГЛЯДу" о том, как Навальный копирует предвыборные технологии Обамы.

Анна Федорова: "Мы хотели проанализировать американский и европейский опыт, посмотреть, что из него может быть применимо в России. И в целом оценить, на какой стадии развития в этой сфере мы находимся – потому что использование Интернета на выборах началось в России, конечно же, не в 2013 году. На выборах президента в прошлом году тот же Путин использовал Интернет – была сеть сторонников Путина, использовались баннеры на Яндексе. Но это были простые, традиционные методы. И в этом смысле кампания Навального подбросила нам много нового материала для анализа. Как только она началась, у нас появилась гипотеза, что она будет делаться по образу кампании Обамы – и потом эта гипотеза подтвердилась.

...Типичные приемы сетевого макретинга – он же в Америке уже много десятилетий развит... Но и у нас он активно используется – вот только для построения политических полей он не применялся.

...О кампании Обамы написаны тонны книг и статей, все это есть в открытом доступе, и не сложно все это систематизировать и использовать. Тем более, что использовано было в первую очередь то, что лежит на поверхности: визуальные образы и стилистика высказываний и лозунгов. Это то, что легко копируется. Например, тема перемен, надежды, подчеркивание того, что кандидат такой же, как и вы. Обама говорил избирателям – "такой же чернокожий, как и вы", Навальный подчеркивает, что он такой же, как и вы, и живет в Марьино. Лозунг, даже сама фотография - с тем же поворотом головы.

Такие вещи лежат на поверхности и их проще всего копировать – а вот поди скопируй систему анализа данных. Нужны не только финансовые и организационные возможности, но и специалисты, которые сумеют ее построить.

Очень важным было использование образа жены. Обама делал на этом огромный акцент. Исследования показали, что просьбы о пожертвованиях, в которых фигурировал не только Барак, но и Мишель, приносят больше денег. Навальный тоже очень активно привлекал к кампании свою жену Юлию, вплоть до того, что некоторые фотографии семьи Навального очень похожи на фото семьи Обамы.

Но есть большая принципиальная разница – у Обамы была позитивная кампания. В отличии, кстати, от Ромни – тот постоянно критиковал Обаму и в целом настрой его кампании был негативный. А Обамы прибегал к позитивной идентификации, выступал в роли примирителя, объединителя, строителя будущего. Кроме того, Обаме в ходе кампании приходилось высказывать по массе содержательных вопросов – например, что он думает о реформе электроэнергетики. Кстати, именно по этой теме есть показательный пример использования твитера.

Один из критиков Обамы запустил хэш-тэг на тему повышения цен на электроэнергию. И штаб Обамы купил специальную программу, которая позволила ему каждому пользователю, который использовал этот тэг, отправить реплей (ответ) с изложением своей позиции по электроэнергетике. То есть ему было важно донести свое мнение по важному вопросу до избирателя. И были еще десятки тем, по которым Обаме было необходимо высказываться.

Ничего подобного не было у Навального. У него не позитивная кампания, фактически она похожа на строительство хейт-групп (групп ненависти), потому что главное, что объединяет сторонников Навального, это то, что они не любят. Поэтому смыслового содержания в кампании было значительно меньше. Если сейчас спросить сторонников Навального, помнят ли они о чем были его шесть законопроектов, то я очень удивлюсь, если они вспомнят. Спросите тех, кто был агитаторами на кубах – за что выступает Навальный? Они скажут – за Россию без Путина, без жуликов и воров. Так что по содержанию это совсем другая кампания, чем была у Обамы.

То есть по содержанию как у Ромни, а по методам как у Обамы. Ромни все время нападал на Обаму, а тот даже не называл его по имени в своих речах, говоря challenger ("претендент"). Тут легко можно провести параллели с нашей ситуацией.