Новости
ВЭБ "отдает" Газпрому треть Южного потока
Экономика | Ямало-Ненецкий АО | Уральский ФО | В России

"Газпром" получит лишь треть денег, которые он просил из средств пенсионных накоплений на расширение российской газотранспортной системы для загрузки газопровода SouthStream. Монополия, которой из-за заморозки тарифов грозит сокращение капзатрат, обещает найти финансирование сама. Но эксперты считают, что "Газпром" просто не будет торопиться со строительством SouthStream в полном объеме, передает "Коммерсантъ".

До конца года ВЭБ готов выкупить инфраструктурные облигации "Газпрома" на 30 млрд руб., такое решение наблюдательный совет госкорпорации принял в середине сентября, сообщил директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов. "Газпром" предложил ВЭБу купить облигации на 100 млрд руб. в середине июля. Деньги нужны на строительство газотранспортной системы (ГТС) "Южный газовый коридор" для подачи газа в будущий газопровод South Stream. Общая стоимость системы оценивается в 509 млрд руб., из них в этом году планировалось вложить 82 млрд руб.

Получить деньги от ВЭБа в полном объеме "Газпрому", скорее всего, не удастся. "Мы полагаем, что ни в 2014, ни в 2015 г. свободных средств на покупку облигаций уже не будет",— сказал "Ъ" Александр Попов. В "Газпроме" говорят, что возможность привлечь льготные деньги у ВЭБа — лишь "удобная опция", но при ее отсутствии "будет другое финансирование". Привлечь на рынке деньги по условиям инфраструктурных облигаций "Газпрому" не удастся, речь может идти лишь о выпуске бумаг на 5-10 лет со ставкой 7-8%, считает аналитик Промсвязьбанка Дмитрий Монастыршин.

Инфраструктурные облигации позволяют получить средства на 30-35 лет со ставкой в размере инфляции (прогноз на 2014 г. — 4,8-5%) плюс 1%. Деньги инвестируются из пенсионных накоплений, находящихся под управлением ВЭБа. Этим инструментом уже пользуются ОАО РЖД и ФСК, привлечь пенсионные деньги хотят и другие компании. Для инфраструктурных монополий сейчас это наиболее актуально, так как правительство решило в следующем году заморозить их тарифы, а в 2015-2016 гг. индексировать на уровне инфляции. В связи с этим "Газпром" в 2014 г. прогнозирует снижение капзатрат на 52 млрд руб., до 724 млрд руб., а в последующие два года еще на 355 млрд руб., до 1,62 трлн руб. Именно на эти годы запланированы основные инвестиции в "Южный газовый коридор", ввод которого намечен на 2017 г.

SouthStream — политический проект, потребности в его мощностях у "Газпрома" нет, и пока задача газопровода — давление на Украину, считает заместитель главы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Поэтому, отмечает он, спешить с проектом смысла нет, особенно в отсутствие договоренностей о регулировании трубопровода на территории ЕС. Кроме того, по мнению эксперта, не обязательно строить газопровод сразу на четыре нитки, можно и на две, постепенно сокращая транзит через Украину.

Проект "Южный газовый коридор" включает два газопровода до компрессорной станции (КС) "Русская" (начало SouthStream) в Анапе: от КС "Починки" в Нижегородской области и от КС "Писаревка" в Воронежской области. При этом от КС "Писаревка" также начинается транзитный трубопровод через Украину. К "Писаревке" газ подается по газопроводу Уренгой - Новопсков. Но этот газопровод необходимо расширять, чтобы при сохранении украинского транзита была заполнена и новая труба Писаревка - Анапа. Между тем "Газпром" уже отменил ряд тендеров по выбору поставщиков оборудования для расширения газопровода Уренгой - Новопсков и одновременно объявил компанию "Стройгазмонтаж" Аркадия Ротенберга победителем тендера на строительство одного из участков Писаревка - Анапа. То есть, подтверждает глава East European GasAnalysis Михаил Корчемкин, "Газпром" откладывает инвестиции по тем объемам инфраструктуры, которые допускают сохранение транзита российского газа через Украину.